ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 августа 2019 г. N 52-АПА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго Сервис" о признании не действующим приказа комитета по тарифам Республики Алтай от 28 ноября 2018 г. N 46/9 "О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Энерго Сервис" на 2019 год, и внесении изменений в приказ комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2017 г. N 10/1" в части по апелляционной жалобе комитета по тарифам Республики Алтай на решение Верховного Суда Республики Алтай от 11 марта 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
общество с ограниченной ответственностью "Энерго Сервис" (далее - ООО "Энерго Сервис") обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа комитета по тарифам Республики Алтай от 28 ноября 2018 г. N 46/9 "О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Энерго Сервис" на 2019 год, и внесении изменений в приказ комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2017 г. N 10/1" в части осуществления корректировки долгосрочных параметров регулирования тарифа на 2019 год и в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019 год, а также о возложении на орган регулирования обязанности по принятию нового нормативного акта.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 11 марта 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, комитет по тарифам Республики Алтай обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Энерго Сервис" и прокуратура Республики Алтай представили возражения.
В судебное заседание представители ООО "Энерго Сервис" и комитета по тарифам Республики Алтай, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
Согласно материалам дела ООО "Энерго Сервис" является теплоснабжающей организацией на территории села Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай и осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии в соответствии с условиями концессионного соглашения от 14 сентября 2016 г. N 1 и дополнительного соглашения к нему от 09 января 2018 г. N 1 с использованием 8 котельных.
Приказом комитета по тарифам Республики Алтай (далее - Комитет по тарифам) от 13 марта 2017 г. N 10/1 утверждены долгосрочные параметры тарифов и тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО "Энерго Сервис" села Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2017 - 2019 годы с календарной разбивкой.
Согласно приложению N 1 к названному приказу нормативные потери и затраты на теплоноситель на долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы определены в размере 98,8 Гкал/год.
Приказом Комитета по тарифам от 28 ноября 2018 г. осуществлена корректировка долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Энерго Сервис" на 2019 год и внесены изменения в приказ органа регулирования от 13 марта 2017 г. N 10/1, согласно которым нормативные потери и затраты теплоносителя на 2019 год установлены в размер 247,07 Гкал/год.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Во исполнение пункта 4 части 2 статьи 4 названного закона приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 325 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - Порядок определения нормативов технологических потерь), согласно пунктам 1, 4 которого нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя. Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки. Нормативы технологических потерь для водяных тепловых сетей с присоединенной к ним расчетной часовой тепловой нагрузкой менее 50 Гкал/ч (58 МВт) и для паровых тепловых сетей разрабатываются в соответствии с главой II настоящего порядка.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленной данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
В силу пунктов 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении.
При рассмотрении спора судом установлено, что в заявлении общества от 20 апреля 2018 г. N 129 об утверждении нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2019 год от котельных ООО "Энерго Сервис" указанные потери предлагалось установить в размере 480,876 Гкал/год.
Согласно экспертному заключению, составленному экспертами органа регулирования по материалам рассмотрения дела по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Энерго Сервис" на 2019 год, технологические потери на указанный год установлены в размере 247,07 Гкал/год. Расчет произведен с использованием сертифицированного программного продукта "РаТен-325" исходя из протяженности тепловых сетей 2 602 м в однотрубном исчислении.
Основанием для непринятия технологических потерь в заявленном обществом размере послужило непредставление заполненных таблиц, содержащих данные для расчета нормативов, оформляемых в соответствии с требованиями Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Вместе с тем в нарушение пунктов 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) экспертное заключение Комитета по тарифам не содержит выводов относительно экономической необоснованности (невозможности) утверждения значения технологических потерь в размере, заявленном обществом. Исходя из содержания экспертного заключения, невозможно сделать вывод на основании каких исходных данных органом регулирования производился расчет указанных нормативов.
Согласно разделу IV Порядка определения нормативов технологических потерь в документация по расчетам и обоснованию названных нормативов должна содержать в том числе исходных данных для расчета нормативов технологических потерь, составленных в соответствии с приложением N 6 к названному Порядку; результаты энергетических обследований тепловых сетей; результаты расчета нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, согласно приложению N 10 к названному Порядку; динамику нормируемых показателей за год, предшествующий базовому, за базовый год, на текущий и регулируемый годы по образцам, приведенным в приложении к настоящему Порядку; сведения о фактических затратах энергоресурсов за периоды, предшествующие регулируемому (прогнозируемому) периоду, составленные согласно образцу, приведенному в приложении N 10 к настоящему Порядку.
Представленные органом регулирования в обоснование размера норматива технологических потерь (247,07 Гкал/год) таблицы с числовыми значениями не отвечают требованиям, предъявляемым к форме и содержанию документации по расчетам названных нормативов, предусмотренным разделу IV Порядка определения нормативов технологических потерь.
Представленные обществом в обоснование размера технологических потерь экспертное заключение, составленное ИП Макаровой Л.О. пояснительная записка к определению нормативных технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя на 2019 г. по ООО "Энерго Сервис" с. Кош-Агач содержат исходную информацию для расчета норматива технологических потерь, предусмотренную приложениями к Порядку определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (общую характеристику тепловых сетей ООО "Энерго Сервис"; температурный график отпуска тепла для всех тепловых сетей и котельных, находящихся на балансе общества; сведения о присоединенной тепловой нагрузке на 2018 год, о плановых показателях реализации тепловой энергии на 2019 год; сведения о теплоизоляционном материале, типах прокладок трубопроводов, о суммарной протяженности сетей в однотрубном исполнении, сведения об отопительных периоде 2019 года; расчет планируемой температуры наружного воздуха на 2019 год; расчет нормативных тепловых потерь для различных видов прокладки трубопроводов).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Алтай от 11 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по тарифам Республики Алтай - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------