ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 января 2020 г. N 11-АПА19-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Аммоний" об оспаривании предписаний Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, по устранению нарушений, установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны и по устранению нарушений, установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по апелляционной жалобе акционерного общества "Аммоний" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Распоряжением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан от 7 марта 2018 года N 06-18р "Об утверждении Перечня потенциально опасных объектов Республики Татарстан на 2018 год" объекты акционерного общества "Аммоний" (далее - АО "Аммоний") включены в перечень потенциально опасных объектов I и II класса опасности, расположенных на территории Республики Татарстан. Общество отнесено ко второй категории по гражданской обороне.
Распоряжениями заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы от 14 августа 2018 года принято решение о проведении плановой выездной проверки в отношении АО "Аммоний" в период с 3 по 28 сентября 2018 года.
17 августа 2018 года генеральный директор АО "Аммоний" ознакомлен с распоряжениями о проведении проверки, в его адрес также был направлен проверочный лист (список контрольных вопросов), утвержденный приказом МЧС России от 27 февраля 2018 года N 78, который использовался при осуществлении проверки.
10, 11 и 25 сентября 2018 года должностными лицами Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Сунгатуллиным Л.Ф. и Гиззатуллиным А.Р. проведена плановая выездная проверка АО "Аммоний", по результатам которой составлены акты проверки от 25 сентября 2018 года N 15 и N 38. В данных актах описаны выявленные нарушения, указаны положения нормативных правовых актов, которым они противоречат, а также пункт проверочного листа (списка контрольных вопросов), использованного при проверке.
На основании актов проверки в адрес АО "Аммоний" названными выше должностными лицами выписаны предписания от 25 сентября 2018 года N 15 и N 38, в которых перечислены нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, а также мероприятия по их устранению.
Не согласившись с указанными предписаниями, АО "Аммоний" обратилось в суд с административным иском о признании их незаконными, сославшись на противоречие данных предписаний нормам действующего законодательства о гражданской обороне, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также их необоснованность. По мнению административного истца, предприятие необоснованно было отнесено ко второй категории по гражданской обороне, в связи с чем перечисленные в предписаниях нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, а также мероприятия по их устранению, являются незаконными.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2019 года АО "Аммоний" отказано в удовлетворении административного иска.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Аммоний" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец указывает, что надзорным органом при проведении проверки и вынесении оспариваемых предписаний не были учтены положения приказа МЧС России от 7 июня 2018 года N 244 ДСП. Также заявитель жалобы полагал необоснованным отнесение АО "Аммоний" к предприятиям второй категории по гражданской обороне, в связи с чем нарушений установленных требований в области гражданской обороны обществом не допущено, проведение указанной выше проверки АО "Аммоний", как предприятия имеющего вторую группу категории по гражданской обороне, считал незаконным.
Кроме того заявитель апелляционной жалобы полагал, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции по всем пунктам предписаний N 15 и N 38 были представлены доказательства об отсутствии со стороны общества каких-либо нарушений, которые суд не учел при вынесении решения.
Административный истец, административные ответчики извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отношения, возникающие в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Статья 27 указанного федерального закона устанавливает, что государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года N 1418 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение), которым установлен порядок осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор).
Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения, в том числе юридическими лицами требований, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 2 Положения).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) (пункт 5 Положения).
Должностные лица структурных подразделений территориальных органов МЧС России, как органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий осуществляют организацию и проведение проверок выполнения, в том числе юридическими лицами, обязательных требований, по результатам которых, вправе выдавать предписания об устранении нарушений этих требований (подпункт б" пункта 7, подпункт "а" пункта 10, подпункт "в" пункта 11 Положения).
Таким образом, оспариваемые предписания вынесены должностными лицами Главного управления МЧС России по Республике Татарстан в пределах, предоставленных им упомянутыми выше нормативными правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка их вынесения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при проведении проверки АО "Аммоний" не были представлены должностным лицам Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, проводившим проверку, документы, подтверждающие выполнение в организации требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Судом правомерно указано, что по завершении проверки в связи с возбуждением дела об административном правонарушении в отношении Общества им были представлены документы о выполнении части указанных в оспариваемых предписаниях требований и мероприятий, в связи с чем уполномоченными должностными лицами были сняты с контроля нарушения, указанные в пунктах 8 - 10, 14, 26 - 34, 40 предписания N 38 и пунктах 1 - 3, 7, 8, 10 предписания N 15.
При этом, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного истца о наличии на момент проверки доказательств, опровергающих установленные нарушения, поскольку вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка N 1 по Менделеевскому судебному району от 24 декабря 2018 года по делам N 5-591/18 и 5-592/18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 и частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Аммоний" установлено наличие нарушений по пунктам 4 - 10, 12, 14, 26 - 40 предписания N 38 и предписания N 15.
Суд первой инстанции, отклоняя довод административного истца о том, что в период проведения проверки АО "Аммоний" не подлежал отнесению к предприятиям второй категории по гражданской обороне, правомерно указал, что отнесение организаций к определенной категории по гражданской обороне путем включения в перечень или его исключение из данного перечня должно осуществляться посредством принятия соответствующего правового акта, тогда как такого акта об исключении общества из указанного выше перечня на момент проверки принято не было.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными предписаний от 25 сентября 2018 года N 15 и N 38 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выданных АО "Аммоний".
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у Судебной коллегии не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Аммоний" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------