ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 августа 2019 г. N 75-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия и апелляционному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного суда Республики Карелия от 23 апреля 2019 года о признании недействующим приказа Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 7 декабря 2018 года N 362 "О внесении изменений в приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 26 января 2009 года N 21 "Об утверждении перечней рыбопромысловых участков для организации промышленного, любительского и спортивного рыболовства, товарного рыбоводства на водных объектах Республики Карелия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения административного истца Рышкевич К-Л.В. и представителя административного истца Новикова Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
приказом министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 7 декабря 2018 года N 362 "О внесении изменений в приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 26 января 2009 года N 21" в границах озера Верхнее Куйто, расположенного в Калевальском районе Республики Карелия, образованы рыбоводные участки N 278 и 279 для осуществления товарного рыбоводства.
Рышкевич К-Л.В. обратилась с административным исковым заявлением о признании данного приказа недействующим.
Суть доводов сводилась к тому, что создание спорных рыбоводных участков N 278 и 279 является произвольным, принято без учета требований предъявляемых к определению границ рыбоводных участков, не учтено мнение жителей д. Войница о том, что водные ресурсы из озера используются в д. Войница в целях питьевого и хозяйственно-бытового назначения; создает угрозу биоресурсному балансу; решение принято на основе заключения, не отвечающего требованиям научности и объективности.
Решением Верховного суда Республики Карелия от 23 апреля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено, приказ министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 7 декабря 2018 года N 362 признан недействующим со дня его принятия.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор и в апелляционной жалобе министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно изложенных в апелляционном представлении и апелляционной жалобе доводов административным истцом Рышкевич К-Л.В. представлены возражения.
Обсудив доводы апелляционных представления и жалобы и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В силу статей 2, 3, 51.1 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование водных объектов в целях хозяйственной деятельности не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; при осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий; при этом рыбоводство должно осуществляться способами, не допускающими нанесения ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам.
Из этого исходит Правительство Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2014 года N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками", говоря о том, что орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает предложения, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) муниципальных образований, заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства) и установленные пунктом 9 названных Правил ограничения.
Судом достоверно установлено, что названные требования Правил надлежащим образом не выполнены, по спорному вопросу собрание граждан д. Войница, прошедшее 22 июня 2018 года носило информационный характер, мнение граждан не было учтено, а подготовленное Широковым В.А. заключение о возможности формирования рыбоводных участков для осуществления товарного рыбоводства на акватории озера Верхнее Куйто в указанных в заявке ООО "КС-Групп" границах, не содержит обязательных реквизитов; в данном документе отсутствуют сведения об использованной научной литературе, примененных в ходе исследования методиках, источниках информации о характеристиках водного объекта, позволяющих верифицировать содержащиеся в заключении выводы, а также о научной квалификации подготовившего его специалиста, имеющих юридическое значение по настоящему делу; суждения в заключении о возможности организации на указанных в заявке ООО "КС-Групп" участках озера Верхнее Куйто товарного рыбоводства в объемах до 1450 тонн товарной форели сделаны только с учетом наличия в данном водоеме благоприятных условий, отвечающим требованиям форели к условиям среды, а также допустимости изменения химического состава воды озера без ущерба для окружающей среды.
Вместе с тем, выводов о том, повлечет ли формирование новых рыбоводческих участков для осуществления торгового рыбоводства изменение с неизбежностью среды обитания объектов животного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Республики Карелия (в частности, пресноводного лосося), повлияет ли формирование новых рыбоводческих участков на условия их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, и будут ли при этом соблюдены требования, обеспечивающие охрану животного мира, будут ли нарушены права граждан, любителей-рыболовов, в заключении не содержится.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что имеются расхождения в суждениях о возможности и объемах осуществления аквакультурной деятельности, сделанных различными научными организациями. В частности, согласно отчету о научно-исследовательской работе по теме "Подготовка научно обоснованной схемы рационального и эффективного размещения объектов экономической деятельности на водоемах Республики Карелия", утвержденному директором Института биологии Карельского Научного Центра РАН 2 ноября 2011 года, в районе деревень Вокнаволок и Войница возможна организация садковых форелевых ферм общей мощностью не превышающей 800 тонн форели; при этом в районе устья реки Писта целесообразно развивать любительско-спортивное, а не товарное рыболовство.
Суждения сделаны без учета того, что в соответствии с пунктом 171 приложения к приказу Госкомэкологии Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 56 "Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации, а также официального сайта Красная книга Российской Федерации на системе озер Куйто обитает озерный лосось, имеющий категорию редкости 2 - сокращающаяся в численности чисто пресноводная форма атлантического лосося (семги), и который нагуливается в озерах Верхнее, Среднее и Нижнее Куйто.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующего спорное правоотношение.
При таких данных, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Верховного суда Республики Карелия от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия и апелляционное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------