ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 августа 2019 г. N 58-АПА19-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цупко Александра Александровича о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Силинского одномандатного избирательного округа N 18 от 18 июля 2019 года N 10/23 "Об отказе в регистрации Цупко Александра Александровича кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Силинскому одномандатному избирательному округу N 18" и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом, по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского краевого суда от 2 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 года N 2087, официально опубликованном в газете "Тихоокеанская звезда", 4 июня 2019 года, N 100, выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Постановлением окружной избирательной комиссии Силинского одномандатного избирательного округа N 18 (далее - ОИК) от 18 июля 2019 года N 10/23 Цупко А.А., выдвинутому Хабаровским краевым отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - избирательное объединение), отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Силинскому одномандатному избирательному округу N 18 на основании пункта 3 части 8.1. статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края в связи с непредставлением, необходимых для регистрации кандидата документов: решения соответствующего органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу; документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов; составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, сведений о принадлежащем ему, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; о своих расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Цупко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приведенного выше постановления ОИК и о возложении на нее обязанности принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты.
По мнению административного истца, у ОИК отсутствовали основания для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, поскольку все необходимые для этого документы были им представлены и приняты ОИК.
Решением Хабаровского краевого суда от 2 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Цупко А.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, как принятого с неправильным применением норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы ОИК представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Статьями 33, 35 Федерального закона N 67-ФЗ и статьями 44, 45 Избирательного кодекса Хабаровского края предусмотрены условия выдвижения кандидатов избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в списке кандидатов.
В соответствии с предписаниями пунктов 2.2, 3, 3.1, 9 статьи 33, подпунктов "е", "ж" пункта 14.1, пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ и абзаца третьего части 10 статьи 42, пунктов 1, 2 части 2, частью 7.1 статьи 45 Избирательного кодекса Хабаровского края в период выдвижения, который оканчивается 5 июля 2019 года, в организующую выборы избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 названного закона, представляются, в том числе, решение соответствующего органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии; а кандидатом в ОИК - в числе других необходимых документов составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (сведения об имуществе и обязательствах); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (сведения о расходах).
Учитывая положения пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, суд первой инстанции, установив факт заверения 4 июля 2019 года избирательной комиссией Хабаровского края списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, свидетельствующий о представлении избирательным объединением решения соответствующего органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу и документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, пришел к верному заключению, что требование ОИК о представлении административным истцом указанных документов не является правомерным.
Вместе с тем, указанное обстоятельство, как обоснованно констатировал суд первой инстанции, не влечет отмену обжалуемого постановления ОИК об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ сведения предоставляются кандидатом в депутаты в утвержденной форме документов - двух справок: справке об имуществе и обязательствах, а также справке о расходах, обе из которых заполняются отдельно на каждое лицо (кандидат, его супруга (супруг), несовершеннолетние дети).
Суд первой инстанции, проанализировав положения приведенных норм федерального и регионального законодательства, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О, исследовав представленные в ОИК административным истцом документы 3 июля 2019 года, 9 и 15 июля 2019 года, сделал правильный вывод о нарушении административным истцом предъявляемых при выдвижении требований ввиду непредставления указанных справок в числе других необходимых документов в пределах установленного законом периода выдвижения, в связи с чем, отказ ОИК в его регистрации кандидатом в депутаты по подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ правильно признал законным.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ сведения вместе со списком кандидатов были представлены от его имени избирательным объединением, Судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку ничем не подтверждается, в ходе судебного разбирательства не заявлялся и, более того, представление указанных сведений избирательным объединением согласно пункту 14.1 статьи 35 Федерального закона не требуется для заверения списка кандидатов.
Отклоняя довод административного истца о предоставлении им названных выше справок 15 июля 2019 года в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, суд первой инстанции правомерно исходил из положений указанной нормы закона, не предоставляющей право кандидату дополнительно представлять отсутствующие документы за пределами периода выдвижения.
Позиция суда первой инстанции подробно и аргументированно изложена в решении, соответствует материалам дела и нормам материального права, регулирующим этот вопрос, правильно примененными при разрешении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Хабаровского краевого суда от 2 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цупко Александра Александровича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------