ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 декабря 2019 г. N 36-АПА19-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Каравашкина Олега Алексеевича на решение Смоленского областного суда от 23 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании решения Десногорского городского Совета от 10 июня 2019 года N 525 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Город Десногорск" Смоленской области Копрянцева Д.В., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решением Десногорского городского Совета муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области от 10 июня 2019 года N 525 утверждена схема пятнадцати одномандатных избирательных округов в муниципальном образовании "город Десногорск" Смоленской области согласно приложению N 1 и графическое изображение пятнадцати одномандатных избирательных округов в муниципальном образовании "город Десногорск" Смоленской области согласно приложению N 2.
Каравашкин О.А. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного решения, ссылаясь на то, что схема одномандатных избирательных округов была утверждена в отсутствие представления территориальной избирательной комиссии муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области, что противоречит требованиям пункта 7.1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Оспариваемое решение нарушает его пассивное избирательное право на выдвижение своей кандидатуры по многомандатному избирательному округу.
Решением Смоленского областного суда от 23 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Каравашкин О.А. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
Как определено пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
Согласно пункту 7.1 этой же статьи в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений устава муниципального образования, устанавливающего число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений устава муниципального образования. Если представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями закона, а также пунктами 1, 2 и 6.1 статьи 10 Закона Смоленской области от 3 июля 2003 года N 41-з "О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области", пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия акта, правил введения его в действие и опубликования. При формировании схемы одномандатных избирательных округов принцип равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением был соблюден.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с вышеприведенными положениями статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о принятии Десногорским городским Советом муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области" оспариваемого решения в отсутствие представления территориальной избирательной комиссии муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области, проверялись судом первой инстанции, которым обоснованно отмечено, что существенного нарушения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, повлиявшего на его законность, не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, решением Десногорского городского Совета от 24 июня 2005 года N 154 принят Устав муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области.
Пунктом 1.9 части 1 решения Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 года N 500 в части 2 статьи 25 указанного устава слова "16 депутатов" заменены словами "15 депутатов".
Частью 1 решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 года N 521 часть 2 статьи 25 Устава муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области изложена в следующей редакции: Десногорский городской Совет состоит из 15 депутатов, избираемых в соответствии с Законом Смоленской области от 30 октября 2014 года N 126-з "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Смоленской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Смоленской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Смоленской области" на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Во исполнение решения об изменении численности депутатов представительного органа муниципального образования и в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальная избирательная комиссия муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области 6 июня 2019 года приняла постановление N 66/272 "Об определении схемы 15-ти одномандатных избирательных округов, их границ в муниципальном образовании "город Десногорск" Смоленской области, для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета", в приложении к которому приведено описание границ образуемых одномандатных округов, представлено графическое изображение формируемых избирательных округов; всего сформировано 15 одномандатных округов по числу депутатов.
Данное постановление территориальной избирательной комиссии с приложением направлено для рассмотрения и утверждения на сессии Десногорского городского Совета 7 июня 2019 года.
10 июня 2019 года на заседании 65 сессии четвертого созыва Десногорского городского Совета большинством голосов и при наличии необходимого кворума принято решение N 525 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области".
То обстоятельство, что территориальной избирательной комиссией решение об определении схемы одномандатных избирательных округов было принято в форме постановления, а не представления, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, не свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, поскольку пунктом 16 статьи 5 Закона Смоленской области от 24 апреля 2003 года N 12-з "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области" определено, что решения комиссии оформляются постановлениями или выписками из протоколов заседания комиссии.
Таким образом, обжалуемое решение Смоленского областного суда является законным и обоснованным. Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном истолковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Смоленского областного суда от 23 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каравашкина Олега Алексеевича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------