Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 N 75-АПГ18-14

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 февраля 2019 г. N 75-АПГ18-14

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" о признании не действующим в части приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 г. N 156 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия"

по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителей общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Крылова К.С. и Передкова И.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее также - Министерство) от 31 мая 2017 г. N 156 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия" (далее - Приказ N 156) утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия, определенные с применением расчетного метода, в том числе нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества согласно приложению N 2.

Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее - ООО "Петербургтеплоэнерго") обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании Приказа N 156 не действующим в части установления норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд, равным 0 куб. м в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В обоснование требований указано на несоответствие оспариваемых положений подпункту "а" пункта 4.1, пунктам 10, 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306).

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Приказ N 156 в части установления норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд, равным 0 куб. м в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, признан не действующим с момента вступления судебного акта в законную силу.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указывает, что административный истец не является лицом, в отношении которого применяется Приказ N 156. Исходя из схемы теплоснабжения г. Питкяранта, приготовление горячей воды осуществляется путем подогрева воды в каждом многоквартирном доме с использованием индивидуальных, а не центральных тепловых пунктов, что исключает факт наличия централизованной системы водоснабжения на территории указанного населенного пункта. Таким образом, ООО "Петербургтеплоэнерго" поставляет коммунальный ресурс (тепловую энергию) в многоквартирные дома с установленными в них индивидуальными тепловыми пунктами, в то время как оспариваемый приказ устанавливает норматив потребления воды в целях содержания общего имущества в домах с централизованным холодным и горячим водоснабжением. Министерство не соглашается с выводами суда относительно несоответствия Приказа N 156 Правилам N 306, поскольку в силу части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) при отсутствии технической возможности забора воды для общедомовых нужд плата взиматься не должна.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ООО "Петербургтеплоэнерго" представлены возражения.

Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в отзыве на жалобу полагает ее подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами N 306.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия утверждены Приказом N 156.

Утвержденные указанным приказом нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества изложены в новой редакции приказом Министерства от 19 декабря 2017 г. N 326 "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 года N 156" (далее - Приказ N 326).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Приказ N 156 и вносящий в него изменения Приказ N 326 приняты уполномоченным органом в установленной форме (пункт 1 статьи 5 Закона Республики Карелия от 25 июля 2016 г. N 2045-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", подпункт 29 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июля 2013 г. N 216-П) и официально опубликованы.

Удовлетворяя частично административное исковое заявление, суд пришел к обоснованному выводу, что Приказ N 156 противоречит Правилам N 306 в части установления норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд, равным 0 куб. м в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы Министерства об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Согласно пункту 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.

Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения N 2 к Правилам N 306), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.

Абзацем вторым пункта 11 Правил N 306 закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении N 2 к Правилам N 306.

Категории многоквартирных домов для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества Приказом N 326 были дополнены категорией домов вне зависимости от этажности, где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд, с установлением норматива потребления 0 куб. м в месяц на кв. метр общей площади помещений для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, установление такого значения норматива потребления административным ответчиком произведено не на основании предусмотренного Правилами N 306 расчетного метода, без анализа конструктивных и технических параметров многоквартирных домов.

Приведенные в апелляционной жалобе со ссылкой на часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ доводы о том, что отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования исключает потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, основаны на ошибочном толковании закона.

Согласно пункту 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.

Пунктом 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Таким образом, как следует из буквального толкования приведенных норм, потребление коммунального ресурса в виде горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные в том числе техническими параметрами многоквартирного дома.

Одним из показателей энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения является показатель эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды) (пункт 5 части 1 статьи 39 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Расчет потерь тепловой энергии в составе горячей воды осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 октября 2014 г. N 640/пр.

Вывод суда о нарушении прав и законных интересов административного истца является правильным.

Как следует из материалов дела, ООО "Петербургтеплоэнерго" как ресурсоснабжающая организация оказывает услуги по теплоснабжению в горячей воде в многоквартирных домах г. Питкяранта Питкярантского района Республики Карелия и в расчетах с организациями, управляющими многоквартирными домами, учитывает в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" в том числе объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, ООО "Петербургтеплоэнерго" является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с рассмотренным в рамках настоящего дела административным исковым заявлением.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые нормативы потребления коммунального ресурса установлены с нарушением Правил N 306, и признал Приказ N 156 не действующим в соответствующей части.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые ссылается административный ответчик, в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления