Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 N 127-АПА19-31

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2019 г. N 127-АПА19-31

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

при секретаре Касаткиной В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Камнева Н.В. о признании не действующими в части решения 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 г. N 1161 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" по апелляционной жалобе Камнева Н.В. на решение Верховного Суда Республики Крым от 02 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Камнев Н.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании не действующим решения 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 г. N 1161 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" с момента его принятия в части утверждения карты градостроительного зонирования по отношению к территории между селами Доброе, Красноселье и садовыми товариществами "Шахра" и "Алустон" в качестве территориальной зоны СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий, как нарушающее нормы земельного и градостроительного законодательства.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 02 августа 2019 г., в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, Камнев Н.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Крым, Симферопольским районным Советом Республики Крым, администрацией Симферопольского района Республики Крым представлены возражения.

В судебное заседание представители Камнев Н.В., представители Симферопольского районного совета Республики Крым, администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района, администрации Симферопольского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.

В соответствии с Уставом муниципального образования Симферопольский район Республики Крым, Симферопольский районный совет Республики Крым является уполномоченным органом на принятие правил землепользования и застройки района.

Решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 г. N 1161 утверждены Правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.

Указанный нормативный акт опубликован на портале Правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район - https://simfo/rk/gov/ru/ru/document/show/12533 и в газете "Сельский труженик Крыма" от 27 апреля 2019 г. N 16(9998).

Как следует из материалов дела Каменеву Н.В. на основании договора купли-продажи от 05 августа 2016 г. принадлежал на праве собственности 1/3 земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, с сохранением целевого назначения участка для растениеводства.

В 2017 году указанный участок разделен, в результате в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о праве собственности Камнева Н.В. на следующие земельные участки с кадастровыми номерами: <...> площадью 1000 +/-11 кв. м; <...>, площадью 13444+/-41 кв. м; <...> площадью 34558, кв. м с категорией земель для всех участков - "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования - "растениеводство".

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района, утвержденных 13 марта 2019 г. N 1161 по отношению к территории между селами Доброе, Красноселье и садовыми товариществами "Шахра" и "Алустон" в качестве территориальной зоны утверждена зона СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий, в указанную территориальную зону входят принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами: <...> и <...>.

Как указывает заявитель ранее до 2014 года на общем земельном участке с целевым назначением - для ведения личного крестьянского хозяйства построено жилое строение, на которое не может оформить право собственности, в связи с утверждением в Правилах землепользования и застройки Добровского сельского поселения территориальной зоны СХ-1 - зоны сельскохозяйственных угодий.

Кроме того истец полагает, что при принятии оспариваемого нормативного акта, административным ответчиком нарушен порядок его принятия в части извещения и проведения общественных обсуждений по проекту.

Судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда по следующим основаниям.

Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).

Постановлением председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 19 октября 2018 г. N 15 "О назначении общественных обсуждений по проектам Правил землепользовании и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым" назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе Правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения, организатором проведения которых определена постоянно действующая комиссия. Указанное постановление и оповещение с приложениями опубликованы в газете "Сельский труженик Крыма" от 20 октября 2018 г. N 40 (9972) и размещены 22 октября 2018 г. на официальном портале Правительства Республики Крым, а также размещены на информационном стенде, оборудованном в здании администрации.

По результатам общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки поселения составлен соответствующий протокол. Комиссией подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту, согласно которому принято решение рекомендовать к утверждению проект. Заключение опубликовано 29 декабря 2018 г. в газете "Сельский труженик Крыма" N 50 (9982), а также размещено на официальном портале Правительства Республики Крым, размещено на официальном стенде, оборудованном в здании администрации.

Письмом главы администрации Симферопольского района от 12 марта 2019 г. N 01-34/2501 проект решения об утверждении Правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения направлен в Симферопольский районный совет Республики Крым.

Таким образом, порядок проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки сельского поселения, соответствует нормам градостроительного законодательства.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В данном случае принцип соответствия Правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Генеральному плану Добровского сельского поселения, утвержденному решением 85 (внеочередной) сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 06 декабря 2018 г. N 1076 в отношении земельных участков истца соблюден. Земельные участки находятся в функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, что соответствует установленной Правилами землепользования и застройки сельского поселения территориальной зоне СХ-1.

Вместе с тем в соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель сельскохозяйственного назначения регламентируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий, статьей 79 Земельного кодекса определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

В силу части 6 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 02 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Камнева Н.В. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления