ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 декабря 2019 г. N 84-АПА19-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Владимирова Вячеслава Викторовича о признании недействующими отдельных положений части 2 статьи 2 Областного закона Новгородской области от 27 апреля 2015 года N 757-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Новгородской области" по апелляционной жалобе административного истца на решение Новгородского областного суда от 12 июля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Владимирова В.В. и его представителя Владимировой Ю.А., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Когай И.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Областным законом от 27 апреля 2015 года N 757-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Новгородской области" (далее - Областной закон N 757-ОЗ), первоначальный текст которого размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 апреля 2015 года и опубликован в печатном издании областная газета "Новгородские ведомости" 30 апреля 2015 года N 18 (4393), в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 и пунктом 3 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного областного закона, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению по видам деятельности, установленным в поименованном областном законе, и применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения (статья 1).
Виды предпринимательской деятельности Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст (далее - ОК 029-2014), в отношении которых устанавливается такая налоговая ставка определены частью 1 статьи 2 поименованного регионального закона.
Согласно части 2 названной статьи до отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года N 454-ст (далее - ОК 029-2001), к видам предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, относятся также виды предпринимательской деятельности по ОК 029-2001, включенные в раздел D, за исключением групп 15.91 - 15.97, класса 16 и подкласса 36.2; класс 40 раздела Е; подкласс 52.7 раздела G; классы 72, 73 раздела K; раздел N; классы 92, 93 раздела O (пункты 1 - 5).
Индивидуальный предприниматель Владимиров В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании части 2 статьи 2 Областного закона N 757-ОЗ недействующей в той мере, в которой ее положения препятствуют налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на протяжении двух налоговых периодов непрерывно.
По мнению административного истца, оспариваемая норма в действующей редакции не соответствует пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 4, пункту 4 статьи 346.20 НК РФ и нарушает его права и законные интересы, поскольку несмотря на то, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 9 марта 2016 года, основной вид деятельности - "разработка программного обеспечения и консультирование в этой области" (код 72.20 раздела "K" ОКВЭД ОК 029-2001), предусмотренный пунктом 3 части 2 статьи 2 Областного закона N 757-ОЗ, имел право с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и начала указанной деятельности непрерывно в течение двух налоговых периодов применять налоговую ставку в размере 0 процентов, но по результатам проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области камеральной налоговой проверки представленной им уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, выразившегося в занижении налоговой базы, по тем основаниям, что в связи с утратой силы ОКВЭД ОК 029-2001 с 1 января 2017 года заявленный им вид деятельности не предусмотрен статьей 2 Областного закона N 757-ОЗ как основание для применения налоговой ставки в размере 0 процентов со ссылкой на оспариваемую норму, в связи с чем с 1 января 2017 года полученный им доход от предпринимательской деятельности подлежит включению в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Решением Новгородского областного суда от 12 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований ввиду неправомерности вывода суда первой инстанции о соответствии части 2 статьи 2 Областного закона N 757-ФЗ общеправовому критерию формальной определенности, ясности и недвусмысленности ее содержания, не допускающего произвольного применения, ссылаясь на толкование этой нормы налоговыми органами Новгородской области, не соответствующее положениям пункта 4 статьи 346.20 НК РФ.
Участвующим в деле прокурором, Новгородской областной Думой, Губернатором Новгородской области поданы возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сделал верный вывод, что Областной закон N 757-ОЗ принят Новгородской областной Думой при наличии необходимого кворума коллегиального органа, подписан (обнародован) высшим должностным лицом Новгородской области - Губернатором Новгородской области в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие, правомерно не усмотрел оснований для признания оспариваемой нормы недействующей, обоснованно указав на ее соответствие федеральному законодательству.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Систему налогов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает НК РФ (пункт 2 статьи 1).
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 НК РФ).
Федеральный законодатель, осуществив в разделе VIII НК РФ правовое регулирование конкретных федеральных налогов, в разделе VIII.1 предусмотрел специальные налоговые режимы, относя к таковым наряду с другими упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения (подпункты 2 и 5 пункта 2 статьи 18, главы 26.2 и 26.5 соответственно НК РФ).
Налоговые ставки при упрощенной и патентной системах налогообложения определены статьями 346.20 и 346.50 НК, которыми также закреплено право субъектов Российской Федерации законами устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов.
Так, согласно пункту 4 статьи 346.20 НК РФ законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (абзац первый).
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (абзац третий названного пункта).
Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации (абзац девятый названного пункта).
Аналогичные нормы содержатся в абзацах первом - третьем, девятом пункта 3 статьи 346.50 НК РФ.
На момент принятия Областного закона N 757-ФЗ имели юридическую силу ОК 029-2014, а также ОК 029-2001, действие которого, как это следует из пункта 4 ОК 029-2014 в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 ноября 2015 года N 1745-ст, отменялось с 1 января 2017 года.
При таком положении, исходя из приведенных выше предписаний НК РФ, суд первой инстанции пришел к верному заключению, что в части 2 статьи 2 Областного закона N 757-ОЗ определены дополнительные (по отношению к видам деятельности, названным в части 1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых региональный законодатель установил налоговую ставку в размере 0 процентов, в соответствии с ОК 029-2001 на период его действия, то есть до 1 января 2017 года.
С учетом изложенного является обоснованным вывод, что вопреки утверждению административного истца оспариваемое региональное законоположение не регулирует порядок реализации налогоплательщиком права на применение налоговой ставки в размере 0 процентов и не противоречит пункту 1 статьи 3 НК РФ о признании всеобщности и равенства налогообложения, а также требованиям пункта 4 статьи 346.20 названного кодекса.
Суд первой инстанции правильно указал, что положения пункта 4 статьи 346.20 НК РФ, определяющие в абзацах втором, четвертом - восьмом условия и ограничения применения налоговой ставки в размере 0 процентов, включая право применять такую ставку со дня государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов, являются нормами прямого действия, отсутствие их воспроизведения в региональном законе не является основанием для признании оспариваемого регионального положения, не соответствующим имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
Федеральный законодатель, дискрецией которого является установление порядка применения упрощенной и патентной систем налогообложения, предусмотрел возможность устанавливать, кроме видов деятельности, на которые распространяется такое налогообложение, возможность установления законом субъектов Российской Федерации ограничений на применение налогоплательщиками ставки в размере 0 процентов (абзацы пятый - седьмой пункта 4 статьи 346.20 НК РФ), иных полномочий субъекту Российской Федерации в названной сфере отношений не предоставил.
Принимая во внимание, что установление видов деятельности, в отношении которых при соблюдении установленных статьями 346.20 и 346.50 НК РФ условий применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, - прерогатива регионального законодателя, что статья 2 Областного закона N 757-ФЗ иных вопросов не регулирует, суд первой инстанции правильно не усмотрел несоответствия части 2 названной статьи регионального закона, определяющей виды предпринимательской деятельности исходя из ОК 029-2001 требованиям пункта 1 статьи 4 НК РФ, запрещающего иным органам, кроме федерального законодателя, издавать в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, изменяющие или дополняющие законодательство о налогах и сборах.
Правильно суд первой инстанции признал несостоятельным утверждение административного истца о неопределенности содержания части 2 статьи 2 Областного закона N 757-ОЗ, о несоответствии этой нормы критериям ясности, о том, что она вызывает неоднозначное толкование, влекущее произвольное применение налоговыми органами Новгородской области.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из буквального толкования оспариваемой нормы в системном единстве с приведенными выше положениями НК РФ, имеющих целью поддержку, в первую очередь, субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу законов субъектов Российской Федерации и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению по видам деятельности, установленным в законах субъектов Российской Федерации, следует, что положения части 2 статьи 2 Областного закона N 757-ОЗ подлежат применению в отношении индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавшихся после вступления в силу названного регионального закона, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению по видам деятельности, установленным этим законом, и применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения, которые воспользовались правом на применение налоговой ставки в размере 0 процентов до отмены ОКВЭД ОК 029-2001.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановлено с соблюдением норм процессуального права и материального права, регулирующих возникшие отношения.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что содержание оспариваемой нормы является неопределенным, несостоятельно, поскольку в статье 2 Областного закона N 757-ОЗ четко указаны периоды применения ОК 029-2001 (до отмены в установленном порядке) и ОК 029-2014, установление в названной статье видов предпринимательской деятельности является одним из условий применения ставки 0 процентов при использовании упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения в установленном федеральным законодателем порядке, не предполагает иного толкования, помимо того, который из ее содержания следует, следовательно, отвечает общеправовому критерию формальной определенности, ее содержание является ясным и недвусмысленным, и возможности ее произвольного применения не допускает.
Других доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права или норм процессуального прав, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, не установлены таковые и судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Новгородского областного суда от 12 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирова Вячеслава Викторовича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------