Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 46-АПА19-29

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 декабря 2019 г. N 46-АПА19-29

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никишева Валерия Александровича об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 31 июля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Никишева В.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Когай И.С., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год). Приказом N 3265 от 25 декабря 2015 года в указанный Перечень внесены изменения. Нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия.

Приказом Министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016 г., на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016 г., в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 г. (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 г. (продолжение).

Приказом Министерства от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 г. (Приказ, приложение (п. п. 1 - 90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 г. (Приложение (п. п. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 г. (Приложение (п. п. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 г. (Приложение (п. п. 20776 - 34378)).

Приказом Министерства от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 г., в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 г.

Нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101156:10242, принадлежащее Никишеву В.А. на праве собственности, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Автостроителей, д. 11А, включено в пункт 18441 Перечня на 2016 год, в пункт 25233 Перечня на 2017 год, в пункт 28251 Перечня на 2018 год, в пункт 29864 Перечня на 2019 год.

Никишев В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими со дня принятия пункт 18441 Перечня на 2016 год, пункт 25233 Перечня на 2017 год, пункт 28251 Перечня на 2018 год, пункт 29864 Перечня на 2019 год.

Требования мотивированы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, которое не является административно-деловым, торговым центром, объектом общественного питания или бытового обслуживания и в силу этого не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

Решением Самарского областного суда от 31 июля 2019 года административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей апелляционной жалобы указывает на то, что суд неправомерно не учел сведения, содержащиеся в акте осмотра вышеуказанного объекта недвижимости, проведенного ГБУ СО "Центр размещения рекламы" от 03.06.2019 года, поскольку площадь помещений, используемых под офисы и бытовые услуги, составляет 54,5% от общей площади нежилого помещения.

Административным истцом и прокуратурой Самарской области представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

Административный истец и административный ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

При рассмотрении данного административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства имущественных отношений Самарской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Выводы суда в указанной части не обжалуются.

Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения вышеуказанного нежилого помещения в Перечни на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

На территории Самарской области в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" названный налог исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения введен с 1 января 2015 года.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в редакции на момент принятия Перечней на 2016, 2017 годы) 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в редакции на момент принятия Перечней на 2018, 2019 годы).

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 г. N 402.

Судом установлено, что нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, расположено в нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0101156:706, наименование которого: жилой дом поз. 29-Ц переменной этажности со встроенно-пристроенными объектами соцкультбыта.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанное нежилое помещение имеет назначение и наименование - нежилое помещение.

Здание с кадастровым номером 63:09:0101156:706 располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101153:644 с видом разрешенного использования: для эксплуатации 5-секционного жилого дома поз. 29-Ц переменной этажности с объектами соцкультбыта на первом этаже. По сведениям технического учета в нежилом помещении площадью 344,7 кв. м расположены нежилые помещения, лестничные клетки, подсобная, умывальники, туалеты, кабинеты.

Указанные в документах технического учета характеристики частей нежилого помещения, входящих в его состав, по мнению суда, не свидетельствуют о возможности отнесения их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По мнению суда, части нежилого помещения, поименованные как "кабинеты", не могут быть однозначно отнесены к офисам, а также к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что назначение нежилого помещения общей площадью не менее 20 процентов площади этого нежилого помещения (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено.

Кроме того, судом установлено, что на дату принятия оспариваемых Перечней обследование нежилого помещения в установленном Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 г. N 402, не проводилось, соответствующий акт не составлялся.

Акт осмотра объекта недвижимости, составленный ГБУ СО "Центр размещения рекламы" от 03.06.2019 года, на который ссылается административный ответчик в своей апелляционной жалобе, и согласно которому, по его мнению, более 20 процентов общей площади нежилого помещения используется в целях размещения офисов и объектов торгового назначения, не мог являться подтверждением фактического использования объекта недвижимости для указанных целей, поскольку был составлен после формирования Перечней на оспариваемые налоговые периоды.

Таким образом, выводы суда о противоречии оспариваемых пунктов перечней положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления