Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2019 N 7-АПА19-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2019 г. N 7-АПА19-8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-Родники" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 г. N 239-т/59 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год, об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов для ООО "Теплоснаб-Родники" на 2019 - 2021 годы" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-Родники" на решение Ивановского областного суда от 31 мая 2019 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-Родники" Лаптева П.А., представителя Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-Родники" (далее - ООО "Теплоснаб-Родники", общество) обратилось в Ивановский областной суд с заявлением о признании не действующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 г. N 239-т/59 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год, об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов для ООО "Теплоснаб-Родники" на 2019 - 2021 годы" в части установленных в приложении 1 тарифов на тепловую энергию, а также о возложении на Департамент энергетики и тарифов Ивановской области обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемое постановление в отмененной части.

Решением Ивановского областного суда от 31 мая 2019 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.

Относительно апелляционной жалобы Департамент энергетики и тарифов Ивановской области и прокуратура Ивановской области представили возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен (тарифов), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).

Согласно пунктам 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Статьей 7 названного закона установление тарифов, в том числе на тепловую энергию (мощность), отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент по тарифам) в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п является органом исполнительной власти Ивановской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Ивановской области.

Постановлением Департамента по тарифам от 20 декабря 2018 г. N 239-т/59 с применением метода экономически обоснованных расходов установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплоснаб-Родники" (г.п. Родники) на 2019 год в размере 2 060,85 руб./Гкал (без НДС) - на 1 полугодие и 2 072,88 руб./Гкал (без НДС) - на 2 полугодие (пункт 1 приложения 1 к постановлению).

Пунктом 2 названного приложения с применением метода индексации установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплоснаб-Родники" (г. Вичуга) на период 2019 - 2021 годы с разбивкой по полугодиям в следующих размерах (без НДС): 3 055,76 руб./Гкал - на 1 полугодие 2019 г., 3 085,30 руб./Гкал - на 2 полугодие 2019 г., 3 085,30 руб./Гкал - на 1 полугодие 2020 г., 3 145,09 руб./Гкал - на 2 полугодие 2020 г., 3 145,09 руб./Гкал - на 1 полугодие 2021 г., 3 265,80 руб./Гкал - на 2 полугодие 2021 г.

В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу. По мнения заявителя, органом регулирования необоснованно уменьшены расходы на оплату услуг производственного характера по договорам со сторонними организациями, по арендной плате, а также по другим расходам, связанным с производством и реализацией продукции.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Исходя из пункта 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ.

В соответствии с пунктами 57, 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, в которые входят операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями, а также арендная плата и другие расходы в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с подпунктом 8 пункта 33 и подпунктами "а", "г", "з" пункта 44 Основ ценообразования включаются в состав необходимой валовой выручки, определяемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат, и в составе операционных расходов в соответствии с подпунктами "г", "з", "и" пункта 58 и пункта 73 Основ ценообразования учитываются в составе необходимой валовой выручки при формировании долгосрочных тарифов в рамках применения метода индексации установленных тарифов.

Согласно пунктам 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Теплоснаб-Родники" осуществляет регулируемую деятельность по производству, передаче и реализации тепловой энергии потребителям на территории Родниковского городского поселения и городского округа Вичуга Ивановской области, имеет статус единой теплоснабжающей организации.

Общество 26 апреля 2018 г. обратилось в орган регулирования тарифов с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, на период 2019 г. (г.п. Родники) и на долгосрочный период 2019 - 2021 гг. (г.о. Вичуга) соответственно.

Приказом Департамента по тарифам от 10 мая 2018 г. N 20-у открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "Теплоснаб-Родники" (г.п. Родники) на 2019 год и определен метод регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов.

Также приказом органа регулирования от 25 мая 2018 г. N 22-у открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "Теплоснаб-Родники" (г. Вичуга) на 2019 - 2021 годы, в рамках которого в качестве метода регулирования тарифов определен метод индексации. Базовым периодом является 2019 год.

Проверяя доводы общества о неправомерном отклонении органом регулирования части заявленных расходов, суд первой инстанции установил следующее.

Из пунктов 28, 31 Основ ценообразования следует, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования последовательно использует источники информации о ценах (тарифах), перечисленные в пункте 28 Основ ценообразования, с учетом норм и нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации о теплоснабжении. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Согласно экспертным заключениям из состава затрат исключены расходы, заявленные обществом по статье "Работы и услуги производственного характера, выполняемые по договорам со сторонними организациями" в размере 2 161,7 тыс. руб. - по участку г. Вичуга и 5 035 тыс. руб. - по участку г.п. Родники.

Основанием для отклонения названных расходов явилось отсутствие в представленных обществом договорах на эксплуатацию, техническое обслуживание, аварийный ремонт тепловых сетей от 20 декабря 2016 г. N 1, от 20 декабря 2017 г. N 1, заключенных с ИП Смирновым М.А., необходимой информации о составе обслуживаемого имущества, его местоположении, технических характеристиках тепловых сетей (длине, диаметре, способе прокладки, годе и типе изоляции, привязке к существующим строениям). Представленные к названным договорам сметы затрат не содержат расшифровку учтенных в них затрат на содержание и эксплуатацию тепловых сетей.

Ссылка общества на наличие необходимой информации относительно эксплуатируемых тепловых сетей на договоры аренды тепловых сетей от 01 декабря 2017 г. и от 01 июля 2017 г., заключенные с ООО "Теплоснаб" в отношении сети отопления протяженностью 7 275 м и сети ГВС протяженностью 4 476 м в микрорайоне Машиностроитель г.о. Вичуга, а также в отношении сети отопления протяженностью 2 639 м и сети ГВС протяженностью 294 м в микрорайоне Рябиково г.п. Родники, является несостоятельной поскольку данными договорами регулируются иные правоотношения.

Также в качестве обоснования понесенных обществом расходов по указанной статье затрат органом регулирования не приняты расходы по договору на техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования котельной от 11 января 2017 г. N б/н, заключенному с ИП Смирновым М.А.

Исключая из необходимой валовой выручки общества расходы по названному договору, как экономически необоснованные, орган регулирования исходил из неподтверждения обществом необходимости проведения в 2019 году работ по техническому обслуживанию котельной, перечень которых содержится в приложении к данному договору, поскольку часть работ, связанных с разработкой режимных карт, не являются ежегодными.

Выводы органа регулирования об исключении указанных выше расходов являются обоснованными, поскольку представление обществом в подтверждение затрат договоров, заключенных не на торгах, без соответствующего расчета экономически обоснованного уровня затрат и подтверждения необходимого объема работ, нарушают требования пунктов 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов).

Вместе с тем, учитывая необходимость обеспечения стабильной и бесперебойной работы котельной в целях снабжения потребителей г.п. Родники тепловой энергией Департаментом по тарифам предусмотрено увеличение штатной численности производственного персонала котельной на 5 единиц: 1 слесаря по ремонту и обслуживанию газового оборудования, 1 сварщика, 1 слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП и А), 2-х слесарей котельной. В отношении каждой должности спланирована численность в количестве 1 единицы, за исключением слесарей котельной. Ставки слесари котельной спланированы в количестве 2-х единиц в целях организации ежедневной работы, включая выходные и праздничные дни.

Состав дополнительных должностей соответствует пункту 2.11 раздела 2 приказа Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" и перечню работ по договору обслуживания оборудования котельной от 11 января 2017 г.

При формировании тарифов затраты на указанные цели учтены органом регулирования в размере фонда оплаты труда 1 слесаря по ремонту и обслуживанию газового оборудования, 1 сварщика, 1 слесаря КИП и А, 2-х слесарей котельной в общей сумме 821,376 тыс. руб./год исходя из заработной платы оператора котельной на уровне предложения предприятия и отчислений на социальные нужды в размере 248,056 тыс. руб./год. При этом заявка общества по оплате труда производственного персонала котельной составляла 987,096 тыс. руб./год исходя из штатной численности 5,5 чел. (1 начальник котельной, 4 оператора котельной, 0,5 лаборанта химической подготовки).

Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата, включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Согласно экспертным заключениям по статье затрат "Арендная плата" органом регулирования исключены затраты на аренду автотранспорта по участку г. Вичуга в размере 1 867 тыс. руб., а также снижены до 1 704, 252 тыс. руб. затраты по указанной статье по участку г.п. Родники, заявленные обществом в размере 3 098,92 тыс. руб., состоящие из расходов на аренду автотранспорта - 1 078 тыс. руб., тепловых сетей - 360 тыс. руб. и оборудования котельной - 1 660,92 тыс. руб.

Исключая из состава затрат общества расходы на аренду автотранспорта по договорам аренды транспортных средств с экипажем от 01 января 2018 г., заключенным с ИП Смирновым М.А. на аренду автомобилей марки АФ-373300 на сумму 541 тыс. руб./год и Chevrolet Cobalt на сумму 486 тыс. руб./год по участку г. Вичуга, а также по договорам аренды транспортных средств с экипажем от 01 января 2018 г., заключенным с ИП Смирновым М.А. на аренду автомобилей УАЗ-390995 на сумму 592 тыс. руб./год и Chevrolet Rlan на сумму 486 тыс. руб./год по участку г.п. Родники, орган регулирования исходил из того, что в указанных договорах отсутствует расшифровка арендной платы в соответствии с требованиями Основ ценообразования (арендная плата указана без выделения в ее структуре части, приходящейся на обязательные платежи (суммы амортизации и иные обязательные платежи), связанные с владением имуществом, переданным в аренду), а информация о расходах на оплату услуг экипажа, указанная в названных договорах, является противоречивой.

Кроме того, в материалах тарифных дел отсутствуют доказательства передачи арендованных автомобилей, идентифицирующие сведения об автомобилях, необходимые для исчисления амортизации, а также инвентарные карточки учета основных средств, подтверждающие размер арендной платы в соответствии с требованиями пунктов 43, 45 Основ ценообразования, пунктов 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н. Нахождение данных автомобилей в составе арендованного имущества регистрами бухгалтерского учета не подтверждено.

Таким образом, производственная необходимость аренды автотранспортных средств для осуществления регулируемого вида деятельности не подтверждена.

При этом расходы на транспортные услуги с использованием собственных автотранспортных средств, на горюче-смазочные материалы учтены органом регулирования по статье затрат "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции" исходя из фактических затрат общества за 2017 год и соответствующих индексов-дефляторов, что в общем на 2019 год по двум участкам составило 602,733 тыс. руб. Данная сумма учтена пропорционально плановой необходимой выручке общества от регулируемой деятельности (65% по г.о. Вичуга и 35% - по г.п. Родники).

Расчеты органа регулирования соответствуют требованиям пункта 45 Основ ценообразования.

Также в связи с отсутствием экономического обоснования отнесения общехозяйственных расходов на регулируемый вид деятельности, заявленный обществом размер названных расходов откорректирован органом регулирования с учетом фактических результатов деятельности общества и определен на 2019 год в общей сумме 2 358,437 тыс. руб. Распределение данных расходов по двум участкам произведено органом регулирования пропорционально плановой необходимой выручке общества от регулируемой деятельности в 2019 год (65% или 1 529,16 тыс. руб. - на участок г.о. Вичуга, 35% или 829,29 тыс. руб. - на участок г.п. Родники).

Учитывая изложенное, постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 г. N 239-т/59 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год, об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов для ООО "Теплоснаб-Родники" на 2019 - 2021 годы" соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ивановского областного суда от 31 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-Родники" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления