ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 июля 2019 г. N 53-АПА19-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Калининой Л.А.,
судей Горчаковой Е.В. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Желтяковой Елены Андреевны на решение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Желтяковой Елены Андреевны о признании неправомочным состава депутатов и прекращении полномочий Караульского сельского Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Караул" четвертого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в результате муниципальных выборов, состоявшихся 9 сентября 2018 года, сформирован полный состав Караульского сельского Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Караул" четвертого созыва (далее также - Совет депутатов, Караульский сельский Совет депутатов) путем избрания 10 депутатов (Быстрова Ю.М., Вэнго Е.А., Вэнго В.Х., Рудник Д.В., Вэнго Н.И., Кошкарев Е.В., Никифоров А.Н., Ямкин Г.В., Конопацкий П.Н., Яптунэ С.В.), 20 сентября 2018 года приступил к исполнению своих полномочий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 февраля 2019 года удовлетворены требования Яра В.Н., признано недействительным и отменено в том числе решение избирательной комиссии муниципального образования "Сельское поселение Караул" от 11 сентября 2018 года N 170 "Об установлении общих результатов выборов Караульского сельского Совета депутатов четвертого созыва на территории муниципального образования "Сельское поселение Караул" в части признания выборов депутатов Караульского сельского Совета депутатов четвертого созыва по Носковскому четырехмандатному избирательному округу N 4 состоявшимися и действительными и установления избрания депутатов по Носковскому четырехмандатному избирательному округу N 4: Вэнго Н.И., Кошкарева Е.В., Никифорова А.Н., Ямкина Г.В.
Желтякова Е.А., проживающая на территории сельского поселения Караул, обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) о признании неправомочным состава депутатов Караульского сельского Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Караул" четвертого созыва и прекращении его полномочий с даты первого заседания - 20 сентября 2018 года. В обоснование своих требований сослалась на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 февраля 2019 года, которое, по мнению Желтяковой Е.А., является основанием для признания состава депутатов названного представительного органа муниципального образования неправомочным, поскольку изначально Совет депутатов был сформирован в количестве менее 2/3 от установленной численности, что препятствует его деятельности на законных основаниях и нарушает право заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления через своих представителей.
Решением Красноярского краевого суда от 23 апреля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Желтякова Е.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Караульским сельским Советом депутатов муниципального образования "Сельское поселение Караул", Избирательной комиссией Красноярского края и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 35 названного федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (часть 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1). В силу пункта 2 части 16 этой же статьи полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения краевого суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.
Статьей 1.1 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 года N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 2 октября 2003 года N 8-1411, Закон Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае") предусмотрено, что избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными данной статьей видами избирательных систем (пункт 5).
Согласно Уставу муниципального образования "Сельское поселение Караул" Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденному решением Совета сельского поселения Караул от 22 декабря 2005 года N 20 (далее - Устав), Караульский сельский Совет депутатов - представительный орган поселения, состоящий из 10 депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет на основе мажоритарной избирательной системы по избирательным округам при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами (статья 19). Совет депутатов правомочен осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (статья 21).
При этом в силу статьи 22 Устава основной организационной формой деятельности Совета депутатов является сессия, под которой понимается одно или несколько заседаний. Согласно статье 43 Устава Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов. Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено Федеральным законом. Решение по вопросам организации деятельности Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Совета депутатов.
Из содержания приведенных норм следует, что состав Караульского сельского Совета депутатов и его заседания правомочны при условии избрания в Совет депутатов не менее 2/3 (7 депутатов) от установленной численности депутатов (10 депутатов); заседание Караульского сельского Совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют 5 и более депутатов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Караульский сельский Совет депутатов муниципального образования "Сельское поселение Караул" четвертого созыва 11 сентября 2018 года был избран в полном составе (10 депутатов) и 20 сентября 2018 года приступил к осуществлению своей деятельности в качестве представительного органа муниципального образования, что повлекло прекращение полномочий Караульского сельского Совета депутатов третьего созыва.
Определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 февраля 2019 года признаны недействительными результаты выборов в Караульский сельский Совет депутатов по Носковскому четырехмандатному избирательному округу N 4, в связи с чем с указанной даты представительный орган муниципального образования стал осуществлять свою деятельность в составе 6 депутатов (более 50 процентов от установленного числа депутатов).
Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") предусмотрено, что при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы (пункт 8); в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 данной статьи, если в округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов (пункт 9). Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более 1 года (пункт 10 указанной статьи).
Приведенным федеральным нормам корреспондируют положения статьи 61 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".
Таким образом, в случае, если в результате досрочного прекращения полномочий депутатов представительный орган остался в составе менее 2/3 от установленной численности депутатов, но с численностью депутатов, позволяющей органу в установленные законом сроки принять решение о назначении дополнительных выборов, такой орган не может быть признан судом неправомочным.
Как следует из материалов дела, препятствия для проведения дополнительных выборов, предусмотренные пунктом 10 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 4 статьи 61 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 года N 8-1411, отсутствуют, поскольку действующий состав Совета депутатов избран 11 сентября 2018 года на пятилетний срок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что, поскольку в составе Караульского сельского Совета депутатов осталось 6 депутатов (что составляет более половины от установленной Уставом общей численности депутатов), данный представительный орган вправе проводить сессии и принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по вопросу назначения дополнительных выборов, относящемуся в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 2 статьи 23) и Устава (статьи 10, 21) к полномочиям Совета депутатов.
С учетом того, что состав Совета депутатов может быть восполнен в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суд правомерно посчитал, что оснований для удовлетворения административного иска о признании неправомочным состава депутатов и прекращении полномочий данного представительного органа нет.
При этом судом первой инстанции правильно отвергнуты ссылки административного истца в обоснование своей позиции на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 1006-О-О в связи с тем, что настоящее административное дело имеет иные фактические обстоятельства.
Указание в дополнении к апелляционной жалобе на якобы имевшее место нарушение нормы представительства в Караульском сельском Совете депутатов Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признает несостоятельным, как не относящееся к предмету настоящего административного дела.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Желтяковой Елены Андреевны - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------