Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2019 N 127-АПА19-20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2019 г. N 127-АПА19-20

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Кириллова В.С.

при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Девойна Ильи Эдуардовича о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Джанкоя Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Джанкойского городского одномандатного избирательного округа N 3 по выборам депутата Государственного Совета Республики Крым) от 18 июля 2019 года N 111/626-1 "О регистрации Прокура Олега Ивановича, выдвинутого избирательным объединением "Крымское республиканское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Джанкойскому городскому одномандатному избирательному округу N 3" по апелляционной жалобе Прокура О.И. на решение Верховного Суда Республики Крым от 26 июля 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено в части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Крымского регионального отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Чикирева С.А., считающего апелляционную жалобу обоснованной, возражения представителя Девойна И.Э. - Дусенко П.Н., представителя Крымского республиканского отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Жалоба В.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Государственного Совета Республики Крым от 3 июня 2019 года N 2386-1/19 выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва назначены на 8 сентября 2019 года.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 28 мая 2019 года N 2/24-2 полномочия окружной избирательной комиссии Джанкойского городского одномандатного избирательного округа N 3 возложены на территориальную избирательную комиссию города Джанкоя (далее - ТИК города Джанкоя).

Решением ТИК города Джанкоя от 18 июля 2019 года N 111/626-1 Прокура О.И., выдвинутый избирательным объединением "Крымское республиканское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Джанкойскому городскому одномандатному избирательному округу N 3.

Девойна И.Э., зарегистрированный кандидатом в депутаты решением указанной комиссии от 20 июля 2019 года N 112/643-1 по тому же избирательному округу, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения о регистрации Прокура О.И. кандидатом в депутаты, указав в обоснование требований на нарушение избирательным объединением Крымское республиканское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" порядка выдвижения кандидата Прокура О.И., как члена названной партии, поскольку согласно справке Центрального исполнительного комитета Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 23 июля 2019 года N ЦИК/1-2347 по состоянию на 23 июля 2019 года Прокура О.И., 7 августа 1962 года рождения, является членом этой партии, то есть при его выдвижении не соблюдены требования статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", что в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является основанием для отмены решения о его регистрации.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 26 июля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено в части. Отменена регистрация Прокура О.И., выдвинутого избирательным объединением "Крымское республиканское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Джанкойскому городскому одномандатному избирательному округу N 3. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Прокура О.И. ставит вопрос об отмене судебного решения как незаконного ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права.

Относительно апелляционной жалобы административным истцом, Крымским республиканским отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ТИК города Джанкоя и участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 поименованного закона определено, что несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.

Федеральный закон N 95-ФЗ содержит прямой запрет политической партии выдвигать кандидатами в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий (пункт 3.1 статьи 36), устанавливает правило, согласно которому гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии, состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания (пункт 6 статьи 23).

В силу предписаний подпункта "в" пункта 2 статьи 21 приведенного выше закона условия и порядок приобретения, утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.

Уставом Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", утвержденным на I Съезде партии 1 декабря 2001 года (далее - Устав), определено, что член партии может добровольно выйти из партии, прекращение членства происходит на основании его личного письменного заявления, подаваемого в первичное (местное, региональное) отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии, и наступает со дня регистрации этого заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении (пункт 4.3.1).

Аналогичные предписания предусмотрены и пунктом 3.1 Положения об учете членов Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", утвержденного решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 15 апреля 2009 года, (далее - Положение), предусматривающего дополнительно положение о хранении оригинала заявления, соответствующей выписки из протокола правомочного руководящего органа в региональном отделении партии, о направлении информации о выходе из партии письмом Регионального исполнительного комитета Партии (далее - РИК Партии) в Центральный исполнительный комитет Партии (далее - ЦИК Партии) для внесения соответствующей записи в Единый реестр Партии.

Суд первой инстанции, проверяя обоснованность заявленных требований и установив, что Прокура О.И. на основании личного заявления решением местного (муниципального) отделения Коломна политической партии от 4 декабря 2008 года (протокол N 16) принят в члены Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", по состоянию на 23 июля 2019 года является ее членом, сделал правильное заключение о незаконности его выдвижения кандидатом в депутаты избирательным объединением "Крымское республиканское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Правомерно суд первой инстанции признал несостоятельным утверждение административного истца, что он не являлся членом Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что Прокура О.И. до его выдвижения кандидатом в установленном Уставом порядке обращался с заявлением о выходе из партии, не представлены, обоснованно не признав в качестве такового ксерокопию заявления о выходе из политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 25 декабря 2008 года, не содержащего сведения о лице, зарегистрировавшем данное заявление, дату его регистрации и иные реквизиты.

Более того, представленная ксерокопия не соответствует требованиям части 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Утверждение в жалобе об отсутствии у Центрального исполнительного комитета политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полномочий для подтверждения сведений о принадлежности Прокура О.И. к политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в связи с чем, по мнению административного истца, подписанная секретарем Генерального совета партии справка о членстве Прокура О.И. в названной партии, не может являться по настоящему делу допустимым доказательством, является несостоятельным.

Так, согласно пункту 4.1.4 Устава организация учета членов Партии осуществляется ЦИК Партии на основании Устава Партии и Положения.

Централизованный учет членов Партии ведется на основании Единого реестра членов Партии (далее - Единый реестр Партии) в ЦИК Партии (пункт 4.1.4.1).

Региональный учет членов Партии ведется РИК Партии на основе Единого реестра Партии (пункт 4.1.4.2).

Пунктом 3.2.2 Положения предусмотрено, что сведения об исключенных членах Партии (выписки из протоколов правомочных руководящих органов, содержащие решение об исключении (утверждении исключения) направляются РИК Партии в ЦИК Партии для внесения соответствующей записи в Единый реестр Партии.

Секретарь Генерального совета Партии в силу пункта 9.11.8 Устава заверяет сведения о принадлежности кандидата к Партии и его статус в ней.

Таким образом, материалами дела подтверждается несоблюдение в отношении Прокура О.И. требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ, что влечет отказ в регистрации кандидата, а в случае его регистрации является основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным в силу прямого указания, содержащегося в Федеральном законе N 67-ФЗ (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 и пункт 6 статьи 76), следовательно, требования административного истца об отмене решения о регистрации Прокура О.И. кандидатом являются обоснованными и подлежали удовлетворению в полном объеме.

Действительно, федеральный законодатель несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ, предусмотрел как основание для отмены регистрации кандидата по заявлению в том числе другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).

Между тем Девойна И.Э. такого требования не заявлял.

В силу положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения административного иска в части и признания регистрации кандидата Прокура О.И. незаконной.

Однако данное нарушение с учетом полного установления фактических обстоятельств и верного применения норм материального права, регулирующих возникшие отношения, не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены по существу правильного судебного акта.

Федеральный законодатель в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя исчерпывающий перечень нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, указал, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции только в том случае, если это привело к принятию неправильного решения; правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям (части 1, 4 и 5).

Поскольку судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих избирательные отношения, выводов суда не опровергают, Судебная коллегия считает необходимым изменить решение указанием об удовлетворении иска в полном объеме.

Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 26 июля 2019 года изменить, указав на полное удовлетворение административного искового заявления Девойна Ильи Эдуардовича и отмену решения Территориальной избирательной комиссии города Джанкоя Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Джанкойского городского одномандатного избирательного округа N 3 по выборам депутата Государственного Совета Республики Крым) от 18 июля 2019 года N 111/626-1 "О регистрации Прокура Олега Ивановича, выдвинутого избирательным объединением "Крымское республиканское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Джанкойскому городскому одномандатному избирательному округу N 3".

В остальной части решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу Прокура Олега Ивановича - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления