ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 сентября 2019 г. N 81-АПА19-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" о признании недействующим постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2017 г. N 693 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 744 "Об утверждении производственной программы в сфере горячего водоснабжения и установлении долгосрочных одноставочных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО "Кузбасская Энергокомпания" на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2018 года"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" на решение Кемеровского областного суда от 23 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" Шина С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя региональной энергетической комиссии Кемеровской области Федоровой В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также - РЭК Кемеровской области, тарифный орган) от 31 декабря 2016 г. N 744 "Об утверждении производственной программы в сфере горячего водоснабжения и установлении долгосрочных одноставочных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО "Кузбасская Энергокомпания" на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы" (далее - Постановление N 744) обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" (далее также - ООО "Кузбасская Энергокомпания") утверждена производственная программа в сфере горячего водоснабжения, реализуемая на потребительском рынке г. Тайги, на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. согласно приложению N 1 и установлены долгосрочные одноставочные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. согласно приложению N 2.
Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2017 г. N 693 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 744 "Об утверждении производственной программы в сфере горячего водоснабжения и установлении долгосрочных одноставочных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО "Кузбасская Энергокомпания" на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2018 года" (далее - Постановление N 693) в приложения N 1, 2 к Постановлению N 744 внесены изменения с изложением их в новой редакции.
ООО "Кузбасская Энергокомпания" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 693 недействующим.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым постановлением тарифы на горячую воду на 2018 г. были изменены в сторону уменьшения на основании постановления РЭК Кемеровской области от 7 декабря 2017 г. N 458 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области" (далее - Постановление N 458). Однако решением Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г., вступившим в законную силу 28 ноября 2018 г., Постановление N 458 признано не действующим в части установления нормативов для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа со дня вступления судебного акта в законную силу. Применение указанных нормативов в течение долгосрочного периода регулирования, по мнению административного истца, повлекло за собой изменение долгосрочных параметров регулирования по основанию, не предусмотренному пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения". В нарушение требований пункта 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", в оспариваемый нормативный правовой акт не включена величина долгосрочных параметров регулирования, на основе которых был установлен тариф.
Решением Кемеровского областного суда от 23 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Кузбасская Энергокомпания" просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. Не соглашается с выводом суда о том, что признание Постановления N 458 недействующим само по себе не является основанием для вывода об установлении тарифа на 2018 г. в экономически необоснованном размере и для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта. Полагает, что решение Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г. о признании Постановления N 458 недействующим имеет преюдициальное значение, в связи с чем с 28 ноября 2018 г. установленный этим постановлением норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжении, не подлежал применению. При этом согласно разъяснениям, приведенным в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (пункт 6) и от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38), признание нормативного правового акта не действующим с момента вступления решения суда в законную силу не должно препятствовать лицу в восстановлении нарушенных прав в период действия этого акта.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и региональной энергетической комиссией Кемеровской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5, часть 4 и пункт 1 части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Кемеровской области в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371, является названная комиссия.
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с частями 1, 2, 3 и 9 статьи 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной в том числе методом индексации (расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги).
Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 88, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании в том числе такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Пунктом 113 Методических указаний значение компонента на тепловую энергию приравнивается к значению тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал).
Таким образом, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения является суммой тарифа на теплоноситель и стоимости тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 холодной воды, которая равна произведению тарифа на тепловую энергию и количества тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 м3 холодной воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2017 г. ООО "Кузбасская Энергокомпания" обратилось в РЭК Кемеровской области с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, установленных Постановлением N 744.
Постановлением N 693 в Постановление N 744 внесены изменения в части 2018 г.
Как следует из экспертного заключения по материалам, представленным ООО "Кузбасская Энергокомпания" для корректировки, тарифы на горячую воду на 2018 г. рассчитывались с использованием компонента на холодную воду исходя из тарифа на питьевую воду, установленного постановлением РЭК Кемеровской области от 24 октября 2017 г. N 287 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 10.11.2015 N 403 "Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение МП "Водоканал" Тайгинского городского округа (г. Тайга)" в части 2018 года", компонента на тепловую энергию исходя из тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением РЭК Кемеровской области от 26 октября 2017 г. N 307 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 743 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы" (далее - Постановление N 307), а также нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденных Постановлением N 458.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности (в связи с утверждением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) корректировки тарифным органом на 2018 г. оспариваемых тарифов, установленных на долгосрочный период, методом индексации.
При этом, поскольку тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения является производным от значения тарифа на тепловую энергию, то затраты ООО "Кузбасская Энергокомпания", учтенные и скорректированные с учетом пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", при формировании необходимой валовой выручки организации и участвовавшие в расчете тарифа на тепловую энергию, установленного Постановлением N 307, учтены и при расчете итогового значения тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.
Решением Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г., вступившим в законную силу 28 ноября 2018 г., Постановление N 458 в части установления нормативов для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа признано не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Постановление N 693 соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, признание после принятия оспариваемого нормативного правового акта недействующим постановления РЭК Кемеровской области, которым были утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, само по себе не может служить основанием для вывода о несоответствии Постановления N 693 положениям приведенных выше нормативных правовых актов.
Поскольку на дату корректировки на 2018 г. тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отменены либо в судебном порядке недействующими признаны не были, тарифный орган обязан был их применять.
Ссылки административного истца на положения статьи 216 КАС РФ и упоминаемые выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования применительно к рассматриваемому делу восстановление нарушенных прав ООО "Кузбасская Энергокомпания" возможно путем учета тарифным органом понесенных в течение истекшего периода регулирования экономически обоснованных расходов при установлении тарифов в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Кемеровского областного суда от 23 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------