ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 сентября 2019 г. N 4-АПА19-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам главы сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, Теняева Сергея Александровича, Суворова Кирилла Борисовича, Кульши Алексея Николаевича на решение Московского областного суда от 25 апреля 2019 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Закона Московской области от 25 января 2019 года N 2/2019-ОЗ "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа "Звенигород".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения главы сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, Теняева С.А., Кульши А.Н., представителя административных истцов Соловьевой С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционных жалоб представителей Московской областной Думы Тараненко М.С., Губернатора Московской области Горячевой Ю.И., Главного управления территориальной политики Московской области Губановой Ю.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 25 января 2019 года N 2/2019-ОЗ "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород" (далее - Закон Московской области N 2/2019-ОЗ) объединены территории городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района, городского поселения Заречье Одинцовского муниципального района, городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района, городского поселения Лесной Городок Одинцовского муниципального района, городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района, городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Никольское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Часцовское Одинцовского муниципального района и территорию городского округа Звенигород. В результате объединения перечисленные поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу названного закона. Прекращен статус муниципального образования сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района со дня вступления в силу указанного закона. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории, наделено статусом городского округа (далее - Одинцовский городской округ).
Установлены границы Одинцовского городского округа (статья 2), перечислены населенные пункты, входящие в состав Одинцовского городского округа (статья 3), определен порядок избрания представительного органа местного самоуправления первого созыва и главы Одинцовского городского округа, особенности формирования избирательной комиссии вновь образованного городского округа (статья 4).
В силу статьи 5 данного Закона со дня формирования органов местного самоуправления Одинцовского городского округа прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования.
11 марта 2019 года Теняев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного нормативного правового акта, ссылаясь на его противоречие статьям 13, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушение его права на осуществление местного самоуправления в связи с тем, что в результате его принятия город Звенигород необоснованно утрачивает статус городского округа, а вновь созданное муниципальное образование наделяется статусом городского округа с нарушением процедуры преобразования муниципальных образований и вопреки отсутствию согласия всех муниципальных образований, входящих в состав Одинцовского муниципального района.
13 марта 2019 года с аналогичным административным исковым заявлением в суд обратился Теняев С.А. в качестве главы сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района; 11 апреля 2019 года - граждане Кульша А.Н. и Суворов К.Б.
Определениями Московского областного суда от 19 марта 2019 года и 24 апреля 2019 года административные дела по административным исковым заявлениям Теняева С.А., его же как главы сельского поселения Барвихинское, Суворова К.Б. и Кульши А.Н. объединены в одно производство.
Решением Московского областного суда от 25 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционных жалобах Теняев С.А., глава сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области Теняев С.А., Кульша А.Н., Суворов К.Б. просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Московской области представлены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
При вынесении решения, суд, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 1, 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", справедливо посчитал соответствующим законодательству, имеющим большую юридическую силу объединение территорий городских и сельских поселений Одинцовского муниципального района с территорией городского округа Звенигород, осуществленное по инициативе Совета депутатов Одинцовского муниципального района, выраженной решением от 17 октября 2018 года N 1/46, и доведенной до сведения соответствующих Советов депутатов; с учетом мнения населения, выявленного путем проведения публичных слушаний, на основании которого было принято соответствующее решение Советом депутатов Одинцовского муниципального района приняты решения от 30 ноября 2018 года N 1/50 об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование.
Выводы суда о законности оспариваемых административным истцом положений соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что при вынесении решения Московский областной суд не учел, что Совет депутатов сельское поселение Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области в решении от 3 декабря 2018 года N 6/1 высказался против объединения перечисленных территорий в единое муниципальное образование, не может повлиять на правовую судьбу обжалуемого судебного постановления.
Как видно из доказательств по делу, абсолютное большинство участников соответствующих правоотношений выразило свое волеизъявление на объединение территорий, что, бесспорно, не могло быть не учтено инициатором объединения территорий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемым правовым регулированием не уменьшен гарантированный федеральным законодателем объем прав объединенных территорий на местное самоуправление, суд не имеет оснований для отмены правильного по существу решения.
В связи с изложенным, учитывая, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Московского областного суда от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы главы сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, Теняева С.А., Кульши А.Н., Суворова К.Б. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------