ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 сентября 2019 г. N 117-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Глебова Сергея Вячеславовича об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Журавлева Ильи Григорьевича, выдвинутого Севастопольским городским отделением политической партии ЛДПР, по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского городского суда от 1 сентября 2019 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Журавлева И.Г. Кривошеина С.И., Королевой Н.М. и представителя Севастопольской городской избирательной комиссии Локшиной И.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательного Собрания г. Севастополя X сессии N 1500 от 4 июня 2019 года выборы депутатов Законодательного Собрания г. Севастополя назначены на 8 сентября 2019 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 6) (далее - ТИК) от 13 июля 2019 года N 177/1414-1 Журавлев И.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва.
Глебов С.В., зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Журавлева И.Г., указывая, что последний является учредителем и имеет доли участия во множестве организаций, местом регистрации которых является иностранное государство - Украина, что в силу предписаний подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является основанием для отмены его регистрации.
Решением Севастопольского городского суда от 1 сентября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Глебовым С.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного толкования судом норм процессуального и материального права, а также неправильного определения обстоятельств дела и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы ТИК, Журавлевым И.Г. и заместителем прокурора г. Севастополя представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ, который предусматривает возможность отмены регистрации кандидата, установив самостоятельные основания для этого в пункте 7 статьи 76.
Так, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, будет установлен факт открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 указанного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (пункт 1); кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6).
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в силу предписаний пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", согласно пункту 2 части 2 статье 1 которого под иностранными финансовыми инструментами понимаются в том числе доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 поименованной части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Журавлев И.Г. необходимые для регистрации документы, в том числе уведомление о соблюдении им требований пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, представил в ТИК 5 июля 2019 года, после получения которых ТИК направила в Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю запрос о проведении в отношении Журавлева И.Г. проверки на предмет соблюдения им установленных запретов и ограничений.
12 июля 2019 года Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю предоставлены результаты проверки в отношении Журавлева И.Г., согласно которым, у данного органа имеются сведения об операциях, подпадающих под действие Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", связанные с получением на специальные избирательные счета денежных средств от политической партии, выделенных ему как кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 году и кандидату в Губернаторы города Севастополя в 2017 году.
Между тем, операции по получению денежных средств отражены в финансовых отчетах, представленных Журавлевым И.Г. по итогам избирательных кампаний в Севастопольскую городскую избирательную комиссию и факт получения указанных денежных средств на специальные избирательные счета, открытые им в рамках избирательной кампании, подтвержден в установленном порядке.
Иных сведений, связанных с использованием Журавлевым И.Г. иностранных финансовых инструментов Росфинмониторинга по итогам проведенной проверки не установлено.
Принимая во внимание, как обоснованно указал суд первой инстанции, что Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808, является органом, уполномоченным проводить проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", у суда отсутствуют основания не доверять информации, содержащейся в приведенном выше ответе.
Кроме того, представленные в суд административным истцом выписки из ЕГРЮЛ Украины не подтверждают факты наличия у Журавлева И.Г. долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, не были получены уполномоченным органом в рамках проведения проверки в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а равно и кандидатом Глебовым С.В. в рамках избирательного процесса с соблюдением требований, предусмотренных этим же федеральным законом.
Согласно представленным в судебное заседание суда первой инстанции Журавлевым И.Г. нотариально оформленным заявлениям от 9 июля 2014 года и от 12 января 2015 года в адрес юридических лиц, перечисленных в административном исковом заявлении, переданы доли уставного капитала этих общества и прекращено в них участие.
При этом, как правильно указал суд, юридически значимыми действиями является именно передача долей в уставном капитале и прекращение участия в обществах, в то время как действия и (или) бездействие как самих обществ так и иных лиц, для настоящего дела правовых последствий не имеют.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о незаконности решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Севастопольского городского суда от 1 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Глебова Сергея Вячеславовича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------