ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 сентября 2019 г. N 78-АПА19-66
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарапова Игоря Григорьевича о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 августа 2019 года N 135-10 об отмене по жалобе Калмыкова А.И., выдвинутого кандидатом Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее - избирательное объединение), решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное (далее - избирательная комиссия муниципального округа) об отказе в регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва и регистрации кандидатом в депутаты по апелляционным жалобам избирательной комиссии муниципального округа и Калмыкова А.И. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 4 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Шарапова И.Г. и избирательной комиссии муниципального округа Дятлова В.О., не поддержавшего доводы апелляционной жалобы избирательной комиссии муниципального округа, считающего решение суда правильным, объяснения представителя избирательного объединения Мартыненко Д.Р., считающего жалобу Калмыкова А.И. подлежащей удовлетворению в части отмены судебного акта и принятии нового решения об отказе в административном иске, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное от 19 июня 2019 года N 298 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва.
Решением избирательной комиссии муниципального округа от 11 июля 2019 года N 5-3, оставленным без изменения решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июля 2019 года N 123-6, Калмыкову А.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу N 80.
Решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 августа 2019 года N 218/1660-7 отменено названное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии и возложена обязанность повторно рассмотреть жалобу Калмыкова А.И., принять решение по существу с учетом изложенных в постановлении выводов.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 августа 2019 года N 135-10 решение избирательной комиссии муниципального округа об отказе в регистрации Калмыкова А.И. отменено, Калмыков А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 80.
Шарапов И.Г., выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском об отмене указанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, указав в обоснование заявленных требований о законности решения избирательной комиссии муниципального округа об отказе Калмыкову А.И. в регистрации кандидатом в депутаты ввиду представления им в избирательную комиссию выписки из протокола второго этапа XVIII-ой Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу N 77, в то время как в заявлении дал согласие баллотироваться по избирательному округу N 80, однако решения о его выдвижении по избирательному округу N 80 не представил.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 4 сентября 2019 года административный иск удовлетворен.
В апелляционных жалобах избирательной комиссии муниципального округа и Калмыкова А.И. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Административным истцом поданы возражения на апелляционную жалобу избирательной комиссии муниципального округа о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, Судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, поскольку Калмыков А.И. не представил решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты по избирательному округу N 80, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 33 и подпунктом "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 поименованного выше закона, подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" от 26 мая 2014 года N 303-46 (далее - Закон Санкт-Петербурга N 303-46) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Статья 35 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливая право избирательного объединения выдвигать кандидатов, в том числе списком, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат, обязывает кандидата в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного федерального закона, представить в соответствии с пунктом 5 статьи 33 названного федерального закона лично в окружную избирательную комиссию решение уполномоченного органа политической партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (пункт 1.1, подпункт "в" пункта 14.5).
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В подтверждение о получении документов о выдвижении кандидата Калмыкова А.И в депутаты по многомандатному избирательному округу N 80, составленном 2 июля 2019 года в 11 часов 47 минут членом избирательной комиссии, в строке 12 имеется отметка о представлении решения органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата, не содержащая никаких индивидуальных реквизитов этого решения.
Между тем, как следует из представленного избирательной комиссией пакета документов, сформированного в отдельную папку "кандидат Калмыков Алексей Игоревич в депутаты Муниципального Совета МО Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 80", в нем содержится никем не подписанная выписка из протокола третьего этапа XVIII-ой Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу N 77 Котельниковой Е.Ю. и Кулагиной М.Р., а также извещение избирательной комиссии от 7 июля 2019 года Калмыкову А.И. о выявленных недостатках в документах, представленных для выдвижения и регистрации кандидата, в котором указано о непредставлении решения избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу N 80.
Поскольку в установленные сроки названный документ не был представлен, отсутствовал и на момент рассмотрения вопроса о регистрации кандидата Калмыкова А.И., у избирательной комиссии имелись правовые основания, установленные подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, для принятия решения об отказе в регистрации Калмыкова А.И. кандидатом в депутаты в Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 80.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Санкт-Петербургской избирательной комиссии оснований для отмены решения избирательной комиссии муниципального округа и регистрации Калмыкова А.И. кандидатом в депутаты.
Доводы апелляционных жалоб о незаконности судебного акта ввиду нарушения судом установленных частью 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроков для удовлетворения иска (не позднее чем за пять дней до дня голосования) основаны на неверном понимании закона, поскольку в названной правовой норме установлен пресекательный срок исключительно для удовлетворения административного иска об отмене регистрации кандидата по основаниям, установленным пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
По настоящему делу предметом рассмотрения являлось соответствие решения избирательной комиссии о регистрации кандидата требованиям пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67, которое может быть отменено независимо от срока до дня голосования при условии, что требования об этом заявлены в течение десяти дней со дня его принятия избирательной комиссией (часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм процессуального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Санкт-Петербургского городского суда от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное и Калмыкова Алексея Игоревича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------