Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2019 N 60-АПА19-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 ноября 2019 г. N 60-АПА19-5

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

при секретаре Котович Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" о признании не действующими приложений N 2 и N 3 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 31 мая 2018 г. N 112 "О внесении изменений в Постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 26.12.2017 N 874 "Об утверждении базовых тарифов на электрическую энергию, с учетом субсидирования из краевого бюджета, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям электрической энергии (мощности) категории "Прочие потребители" на территории Камчатского края (за исключением категории "Население") на 2018 год" в части, затрагивающей права административного истца, по апелляционной жалобе акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на решение Камчатского краевого суда от 23 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца - Баранкова Ю.О., Жарикова Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

акционерное общество "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" обратилось в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приложений N 2 и N 3 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 31 мая 2018 г. N 112 "О внесении изменений в Постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 26.12.2017 N 874 "Об утверждении базовых тарифов на электрическую энергию, с учетом субсидирования из краевого бюджета, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям электрической энергии (мощности) категории "Прочие потребители" на территории Камчатского края (за исключением категории "Население") на 2018 год" в части, затрагивающей права административного истца.

Решением Камчатского краевого суда от 23 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

В соответствии с частью 1.1 статьи 32 Закона об электроэнергетике субъекты Российской Федерации, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа и на территориях которых осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), за счет средств, полученных в виде безвозмездных целевых взносов от субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют финансовое обеспечение (возмещение) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов в связи с доведением на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в размере, определенном в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8.1 статьи 23.1, а также статьей 24 названного федерального закона в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) Правительство Российской Федерации устанавливает в том числе:

- порядок определения и применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности);

- планируемые на следующий период регулирования базовые уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территориях Дальневосточного федерального округа;

- порядок доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Статьей 24 названного федерального закона к полномочиям Правительства Российской Федерации также отнесено установление порядка целевого использования средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), для достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), определяющего в том числе порядок контроля за целевым использованием указанных средств.

Правила целевого использования средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), для достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), осуществления контроля за целевым использованием таких средств, перечисления безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, заключения соглашения (договора) о безвозмездных целевых взносах - утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 895 "О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)".

Данные Правила действуют с 31 июля 2017 г. и устанавливают в том числе порядок целевого использования средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), для достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" электроэнергетическая система Камчатского края отнесена к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам.

Из материалов дела следует, что АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" является энергоснабжающей организацией на территории п. Октябрьский Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края, входящего в состав Центрального технологически изолированного энергоузла. Деятельность по производству, передаче и сбыту электрической энергии административный истец осуществляет в зоне деятельности гарантирующего поставщика ПАО "Камчатскэнерго".

Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 26 декабря 2017 г. N 874 для АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" утверждены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2018 г. базовые тарифы на электрическую энергию, с учетом субсидирования из краевого бюджета, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям электрической энергии (мощности) категории "прочие потребители" на территории Камчатского края (за исключением категории "население"), с календарной разбивкой согласно приложению.

Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 31 мая 2018 г. N 112 в указанный нормативный правовой акт внесены изменения.

Согласно новой редакции постановления от 26 декабря 2017 г. N 874 на второе полугодие 2018 года для потребителей АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" базовые тарифы с учетом субсидирования из краевого бюджета не утверждены, а также исключены средства на компенсацию выпадающих доходов организации на второе полугодие 2018 года.

Основанием для указанных изменений послужил пункт 4 вышеназванных Правил целевого использования средств, согласно которому безвозмездные целевые взносы предоставляются субъектом оптового рынка на цели выделения из соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение гарантирующим поставщикам, реализующим электрическую энергию (мощность) покупателям на розничных рынках, расположенных в территориально изолированных технологических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также гарантирующим поставщикам (энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям), реализующим электрическую энергию (мощность) покупателям на розничных рынках, расположенных на территориях неценовых зон оптового рынка, недополученных доходов в связи с доведением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствующем периоде регулирования в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Из данной нормы следует, что получателями субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 895, являются исключительно гарантирующие поставщики электрической энергии, реализующие электрическую энергию (мощность) покупателям в том числе на розничных рынках, расположенных в территориально изолированных технологических системах.

Следовательно, энергоснабжающие организации, не имеющие статуса гарантирующего поставщика на территории Камчатского края, в частности, административный истец, не могут ни применять базовые тарифы на электрическую энергию, ни являться получателями субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 895.

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" потребителям в 2018 году, установлены постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14 декабря 2017 г. N 739, которое, будучи самостоятельным нормативным правовым актом, не является предметом настоящего спора, в связи с чем довод общества о превышении предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность) отклоняется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Камчатского краевого суда от 23 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления