Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2019 N 12-АПА19-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 сентября 2019 г. N 12-АПА19-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.

судей Кириллова В.С. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мариева Александра Геннадьевича на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Пригородного одномандатного избирательного округа N 30 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 12 августа 2019 года N 16/24 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Пригородному одномандатному избирательному округу N 30 Мариева Александра Геннадьевича".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя окружной избирательной комиссии Пригородного одномандатного избирательного округа N 30 Ефремова А.А. и представителя Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Газизова М.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 6 июня 2019 года N 677-П на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.

Постановлением окружной избирательной комиссии Пригородного одномандатного избирательного округа N 30 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 12 августа 2019 года N 16/24 отказано в регистрации кандидата в депутаты Мариеву А.Г., выдвинутого региональным отделением в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии "Партия Роста", на основании подпункта "ж" пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл" в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.

Мариев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене названного постановления окружной избирательной комиссии от 12 августа 2019 года N 16/24.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в избирательную комиссию им было представлено 446 подписей избирателей, из которых избирательная комиссия признала недостоверными и недействительными 46 подписей. В ходе судебного разбирательства административный истец согласился с недействительностью 31-ой подписи избирателей, в отношении оставшихся подписей ссылался на то, что они не содержат признаков недействительности.

Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Мариева А.Г. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных им требований, ввиду допущенных судом нарушений норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела. Полагает, что не засчитанные судом в пользу кандидата подписи избирателей не обладают признаками недействительности.

Относительно доводов апелляционной жалобы окружной избирательной комиссией Пригородного одномандатного избирательного округа N 30, Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.

Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичное положение предусмотрено подпунктом "ж" пункта И статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл".

В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются:

подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в");

подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г");

подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт "ж").

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл" и иных норм действующего законодательства, исходил из того, что постановлением окружной избирательной комиссии Мариеву А.Г. обоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку наряду с другими документами, необходимыми для решения вопроса о регистрации кандидата, он представил собранные в его поддержку 446 подписей избирателей, из которых достоверными признаны 400 подписей, что менее 406 подписи, необходимой для регистрации кандидата.

Суд первой инстанции, исследовав подлинные подписные листы, установил, что недействительными являются 41 подписи избирателей, в том числе:

28 подписей избирателей на основании справки Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Марий Эл от 29 июля 2019 года N 50/15319, в которой указано на недостоверность сведений, указанных об избирателях (нарушен подпункт "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ);

2 подписи избирателей в подписных листах 73, 62 содержат неполные данные об избирателе (нарушен подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ);

1 подпись избирателя в подписном листе 8 содержит неоговоренные исправления в фамилии избирателя (нарушен подпункт "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ);

5 подписей избирателей в подписных листах 22, 23, 24 не содержат указания на номер квартиры избирателя (нарушен подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ);

1 подпись избирателя в подписном листе 2 содержит не полный адрес места жительства (нарушен подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ);

3 подписи избирателей в подписных листах 23, 57, 74 содержат не соответствующие действительности сведения об адресе места жительства (нарушен подпункт "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ);

1 подпись избирателя в подписном листе 68 содержит не соответствующие действительности сведения о фамилии избирателя (нарушен подпункт "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

С учетом установленных обстоятельств, суд обоснованно исходил из того, что у окружной избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата Мариева А.Г. в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, так как для регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва данным кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Утверждение административного истца о том, что окружная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась сведениями о проверке информации об избирателях, представленными Управлением по вопросам миграции МВД России по Республике Марий Эл, Судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что неправильное написание номера квартиры и фамилии избирателя не может расцениваться как допущенное вследствие особенности почерка лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, или в качестве орфографической ошибки, не влекущей признание подписи избирателя недействительной, поскольку данная информация, как верно указал суд первой инстанции, относятся к сведениям об избирателе и должна отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя.

Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно оценки написания сведений об избирателе в подписных листах основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда не опровергают, им дана надлежащая оценка в решении, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мариева Александра Геннадьевича - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления