Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2019 N 78-АПА19-27

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 августа 2019 г. N 78-АПА19-27

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Вересова А.О. по доверенности Подоляко А.С. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Вересова А.О. об оспаривании решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N 117-11 "О жалобе Андрусенко Е.В. и Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя Барыгина Д.А. по доверенности Подоляко А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, и представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ по ордеру Тамаровой Н.П., согласившейся с доводами апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 19 июня 2019 года N 15 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва.

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 10 июля 2019 года N 9-1 Андрусенко Елене Владимировне, выдвинутой Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 245.

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N 117-11 "О жалобе Андрусенко Е.В. и Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва" названное выше решение избирательной комиссии отменено, и Андрусенко Е.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 245.

Вересов А.О., выдвинутый в порядке самовыдвижения и зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по тому же избирательному округу, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об отмене названного выше решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

В обоснование своего административного искового заявления заявитель сослался на ряд допущенных Андрусенко Е.В. нарушений в оформлении представленных в избирательную комиссию документов, в частности, в форме заявления кандидата о согласии баллотироваться, а также в выписке из протокола третьего этапа XVIII конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" наименование избирательного округа указано неверно, первый финансовый отчет кандидата составлен не по установленной форме, избирательная комиссия не извещалась о проведении мероприятия, на котором избирательное объединение выдвинуло кандидатом в депутаты Андрусенко Е.В., справка с места работы кандидата подписана заместителем начальника отдела кадров, а не ректором учреждения-работодателя, указанная в справке должность Андрусенко Е.В. не соответствует должности, указанной ею в заявлении.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 24 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель Вересова А.О. по доверенности Подоляко А.С. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.

На основании подпунктов "а" и "к" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочиями избирательной комиссии субъекта Российской Федерации являются осуществление на территории субъекта Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия в случае поступления жалобы на решения комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения (подпункт "а"), отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу (подпункт "б"), отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (подпункт "в").

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла оспариваемое решение в пределах предоставленных ей полномочий, в том числе, в части регистрации кандидата в депутаты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемое решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии содержит мотивировочную часть, в которой приведены выводы о необоснованном отказе в регистрации кандидата в депутаты Андрусенко Е.В. Несогласие Вересова А.О. с такими выводами нельзя расценивать как нарушение требований законодательства о принятии избирательной комиссией мотивированного решения.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.

В числе таковых федеральный законодатель предусмотрел несоблюдение кандидатами, выдвинутыми политической партией, требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б" пункта 24 статьи 38); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 статьи 38); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38);

Между тем приведенных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты, на что указывает административный истец, по настоящему административному делу не установлено.

Пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

О проведении XVIII конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", на третьем этапе которой, проведенном с 25 по 26 июня 2019 года, принято решение о выдвижении Андрусенко Е.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ по многомандатному избирательному округу N 245, избирательная комиссия извещена телеграммой 19 июня 2019 года, а также 22 июня 2019 года путем направления сообщения по адресу электронной почты sovetvo@mail.ru, указанному на официальном сайте внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, на котором, в том числе, размещена информация об избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ.

Вопреки доводам административного истца о ненадлежащем извещении избирательной комиссии о проведении конференции ввиду сообщения нескольких дат проведения данного мероприятия суд первой инстанции правильно исходил из того, что указание в извещении всего периода времени, в течение которого проводилась конференция, согласуется с обязанностью регионального отделения политической партии, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", извещать избирательную комиссию о мероприятиях, связанных с выдвижением своих кандидатов.

Получение телеграммы от имени избирательной комиссии иным лицом не может свидетельствовать о нарушении требований закона региональным отделением политической партии, поскольку обязанность обеспечить проведение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, таким образом, чтобы создать надлежащие условия для реализации всеми участниками избирательного процесса их прав и обязанностей, в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 10 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" лежит на избирательной комиссии.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" региональным отделением политической партии соблюдены.

Оценивая доводы административного истца о несоответствии избирательному законодательству документов, представленных Андрусенко Е.В. в избирательную комиссию для ее регистрации кандидатом в депутаты, суд первой инстанции установил, что при оформлении данных документов Андрусенко Е.В. допущены такие недостатки, которые не искажают смысла содержащихся в представленных документах сведений, не указывают на недостоверность этих сведений и не препятствуют однозначному восприятию информации о проводимых выборах и о том избирательном округе, по которому баллотируется кандидат, не нарушают принципа равенства кандидатов.

Согласно пункту 2 и подпункту "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении, среди прочего, указываются основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Вместе с названным заявлением представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" для регистрации кандидат представляет в окружную избирательную комиссию также первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Форма такого отчета утверждена решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 20 июня 2019 года N 4-6.

Судом первой инстанции исследован вопрос о выполнении Андрусенко Е.В. приведенных выше требований федерального и регионального законодательства.

Отклоняя довод административного истца о неверном наименовании избирательного округа в заявлении Андрусенко Е.В. о согласии баллотироваться, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что конкретизация числа депутатских мандатов в наименовании многомандатного избирательного округа N 245 не может служить основанием для вывода о недостоверности сведений об избирательном округе.

Сопоставив представленный Андрусенко Е.В. первый финансовый отчет с утвержденной избирательной комиссией формой, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении формы отчета. Указанное Андрусенко Е.В. в отчете наименование муниципального образования "внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский" включает в себя как наименование округа, так и наименование субъекта Российской Федерации, в связи с чем не допускает иного толкования приведенных сведений.

Информацию об основном месте работы и о занимаемой должности Андрусенко Е.В. подтвердила представленной в избирательную комиссию справкой Университета ИТМО от 10 июня 2019 года, изготовленной на бланке организации, подписанной заместителем начальника управления кадров и заверенной печатью организации.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии искажений и неполноты сведений в указанной Андрусенко Е.В. в заявлении о согласии баллотироваться должности "научный сотрудник", поскольку приведенная в справке с места работы должность "научный сотрудник (1.00 ст.) химико-биологического кластера", действительно, не искажает сведений о характере работы и занимаемой должности кандидата и вопреки доводам апелляционной жалобы не может влиять на формирование выбора избирателя.

Поскольку законодательство Российской Федерации о выборах, в частности подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата и занимаемой им должности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленная Андрусенко Е.В. справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата и занимаемой ею должности.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска является правильным.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении процессуальных прав в отношении другого участника процесса Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отклоняются, поскольку избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ о времени и месте рассмотрения административного дела судом первой инстанции извещалась надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания административного дела не заявляла, своего представителя в судебное заседание не направила, доказательств уважительности причин его неявки в судебное заседание не представила.

Кроме того, представитель административного истца Подоляко А.С., не наделенная в установленном законом порядке полномочиями по представлению в настоящем административном деле интересов избирательной комиссии, не вправе обжаловать решение суда по мотивам нарушения процессуальных прав данной избирательной комиссии.

Обжалуемое решение Санкт-Петербургского городского суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, полностью повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Вересова А.О. по доверенности Подоляко А.С. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления