ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 июня 2019 г. N 46-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Горчаковой Е.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" о признании недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15 декабря 2016 г. N 663 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" в редакции приказа от 30 ноября 2017 г. N 528 "О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал", городского округа Самара" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" на решение Самарского областного суда от 29 января 2019 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" Матерковой О.В., представителя департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Иванова А.С., представителя общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" Пятаевой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15 декабря 2016 г. N 663 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" в редакции приказа от 30 ноября 2017 г. N 528 "О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал", городского округа Самара".
Решением Самарского областного суда от 29 января 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "СКС" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, прокуратура Самарской области, ООО "Водоканал" представили возражения и отзыв.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях и отзыве на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
На основании представленных ООО "Водоканал" договоров аренды имущества, подтверждающих законность владения и пользования водопроводно-канализационными сетями, приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области) от 21 июня 2016 г. N 136 установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод ООО "Водоканал" городского округа Самара на срок с момента вступления приказа в силу по 31 декабря 2016 г.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 15 декабря 2016 г. N 663 для ООО "Водоканал" на долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы установлены: тарифы в сфере водоснабжения и в части транспортировки питьевой воды и сточных вод на основе долгосрочных параметров регулирования (приложение N 1 к приказу); долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод, устанавливаемые с использованием метода индексации (приложение N 2 к приказу).
Также названным приказом утверждена производственная программа в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод (приложение N 3 к приказу).
В дальнейшем, в соответствии с приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 30 ноября 2017 г. N 528 проведена корректировка тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод для ООО "Водоканал" на 2018 и 2019 годы.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на нарушение административным ответчиком при утверждении оспариваемого акта подпункта "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, в связи с отсутствием в 2016 году заключенных ООО "СКС" и ООО "Водоканал" договоров на транспортировку холодной воды и сточных вод.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно части 1 статьи 31 названного Закона к регулируемым видам деятельности относится в том числе холодное водоснабжение. В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевой водоснабжение) и на транспортировку воды.
В целях реализации вышеуказанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 15 названных Правил установлено, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагается в том числе перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Органом регулирования тарифов могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.
Согласно материалам дела тарифы на транспортировку питьевой воды и сточных вод для ООО "Водоканал" на долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы установлены органом регулирования на основании подпункта "б" пункта 13 Правил регулирования тарифов и с применением метода индексации, предусмотренного пунктом 24 названных Правил.
Довод ООО "СКС" о том, что оспариваемый тариф установлен органом регулирования в нарушение подпункта "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов, так как ООО "Водоканал" не представлен договор по транспортировке воды и сточных вод, признан судом первой инстанции необоснованным. Судом первой инстанции установлено, что несмотря на неоднократные предложения ООО "Водоканал" о заключении соответствующего договора, административный истец, как гарантирующая организация, не исполнил возложенную на него обязанность, предусмотренную пунктами 45, 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, по заключению с транзитной организацией договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод. Но при принятии решения судом учитывались фактическая эксплуатация и содержание ООО "Водоканал" объектов водоснабжения и водоотведения, которые технологически присоединены к сетям ООО "СКС".
Выводы о фактической эксплуатации и содержании ООО "Водоканал" объектов водоснабжения и водоотведения, а также об уклонении ООО "СКС" от заключения соответствующего договора подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2017 г. по делу N А55-11208/2017.
Доводы административного истца о том, что ООО "Водоканал" не является транзитной организацией, осуществляющей транспортировку воды и сточных вод, также являются несостоятельными, поскольку из анализа статей 2, 11 16 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 следует, что транспортировка воды (сточных вод) является перемещением воды (сточных вод), осуществляемым с использованием водопроводных (канализационных) сетей и возможна только в случае присоединения прямого или опосредованного (через другие транзитные организации) к сетям собственника или иного законного владельца прочих абонентов. Поскольку представленные ООО "Водоканал" в материалы дела договоры аренды водопроводно-канализационных сетей не признаны недействительными и незаключенными, у Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области отсутствовали основания для непринятия их при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод на 2017 - 2018 годы.
Доводы ООО "СКС" о необоснованном неприменении органом регулирования при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод метода сравнения аналогов (исходя из протяженности сетей, арендуемых ООО "Водоканал"), также являются несостоятельными, поскольку дело об установлении названных тарифов для ООО "Водоканал" на 2017 - 2019 годы открыто органом регулирования с применением метода индексации, предложенного регулируемой организацией согласно письму от 29 ноября 2016 г. N 932. Выбор метода индексации произведен Министерством энергетики и ЖКХ по Самарской области в пределах предоставленных полномочий, и не противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Самарского областного суда 29 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------