ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 декабря 2019 г. N 44-АПА19-41
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полипром" о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 г. N 53 в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 г. N 323 по апелляционной жалобе Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края на решение Пермского краевого суда от 26 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашян К.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
общество с ограниченной ответственностью "Полипром" обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 г. N 53 в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 г. N 323, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3250001:3093 и 59:32:3250001:3095 к территориальной зоне РС - "Зона спортивных сооружений".
Решением Пермского краевого суда от 26 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый акт признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда Земское Собрание Пермского муниципального района Пермского края обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края и ООО "Полипром" представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО "Полипром", Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края, Собрания депутатов Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края, Главы Пермского муниципального района, конкурсного управляющего АО "Центр управления проектами", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 г. N 323 в Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 г. N 53 внесены изменения, а также внесены изменения в карту градостроительного зонирования территории, совмещенную с картой зон с особыми условиями использования территории с. Култаево, д. Кичаново, д. Аникино, д. Шумки, д. Севастьяны Култаевского сельского поселения, утвержденных в новой редакции.
Указанный нормативный акт опубликован в официальном печатном издании "Бюллетень муниципального образования "Пермский муниципальный район" от 01 июня 2018 г. N 10 и на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела ООО "Полипром" принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3250001:3093 и 59:32:3250001:3095, которые в соответствии с Генеральным планом Култаевского сельского поселения от 06 февраля 2015 г. N 29, находятся в функциональной зоне малоэтажных индивидуальных домов с приусадебными участками.
До внесения изменений в Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения на основании решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 г. N 323 земельные участки истца были отнесены к зоне ЖУ - "Зона застройки индивидуальными жилыми домами", в настоящее время, после внесения указанных изменений земельные участки отнесены к территориальной зоне РС - "Зона спортивных сооружений" (рекреационная зона).
Оспаривая нормативный акт, административный истец полагает, что установленная в отношении его земельных участков территориальная зона РС в соответствии с Правилами землепользования и застройки не соответствует функциональной зоне малоэтажных индивидуальных домов с приусадебными участками, установленной Генеральным планом сельского поселения.
Судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 указанной статьи основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, а также поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с Генеральным планом сельского поселения 2015 года земельные участки истца расположены в функциональной зоне малоэтажных индивидуальных домов с приусадебными участками.
Согласно таблице 1 подраздела 21 "Территориальные зоны, выделенные на картах градостроительного зонирования" раздела III "Градостроительные регламенты" Правил землепользования и застройки в действующей редакции территориальная зона РС "Зона спортивных сооружений" относится к природно-рекреационным зонам и озеленению.
В соответствии с таблицей 2 "Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства" подраздела 21 раздела III Правил землепользования и застройки (в действующей редакции) территориальная зона РС - "Зона спортивных сооружений" имеет следующие основные виды разрешенного использования: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой.
Условно разрешенные виды использования указанной территориальной зоны предполагают размещение объектов капитального строительства в целях: обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, оказания гражданам социальной помощи, оказания бытовых услуг, размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, продажи товаров, устройства мест общественного питания, размещения гостиниц, дискотек, танцевальных площадок, постоянных или временных гаражей со стояночными местами.
Таким образом, территориальная зона РС не предполагает наличие среди основных и условно разрешенных видов использования, такого вида разрешенного использования как - строительство объектов жилого назначения.
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Вместе с тем, территориальная зона Правил землепользования и застройки сельского поселения, в действующей редакции, ЖУ - "Зона застройки индивидуальными жилыми домами" предусматривает, в том числе, такой условно разрешенный вид использования как: спорт (код 5.1) - размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины, трассы и спортивные стрельбища), в том числе водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря); размещение спортивных баз и лагерей, что не противоречит части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса.
Исходя из изложенного, установленная Правилами землепользования и застройки сельского поселения территориальная зона РС в отношении земельных участков истца не соответствует установленной Генеральным планом сельского поселения функциональной зоне - "Малоэтажных индивидуальных домов с приусадебными участками" и не предполагает строительство объектов жилого назначения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса).
Поскольку при корректировке Правил землепользования и застройки сельского поселения отнесение земельных участков истца в территориальную зону РС "Зона спортивных сооружений" привело к несоответствию с Генеральным планом сельского поселения с функциональной зоной "Малоэтажных индивидуальных домов с приусадебными участками", в нарушение требований градостроительного законодательства, то в этой части Правила землепользования и застройки сельского поселения подлежат признанию недействующими.
Довод, изложенный Земским Собранием в апелляционной жалобе со ссылкой на утвержденные: проект планировки территории и проект межевания территории коттеджного поселка "Южный ветер" в с. Култаево, согласно которым земельные участки истца отнесены к зоне планируемого размещения объектов спортивного назначения, подлежит отклонению, поскольку в силу требований градостроительного законодательства, указанные акты должны соответствовать документам территориального планирования, к которым относится Генеральный план сельского поселения.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим, полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Пермского краевого суда от 26 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------