ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 сентября 2019 г. N 74-АПА19-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Егоровой В.А. к Якутской городской Думе о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 14:35:108001:19974, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, мкр. Марха, к территориальной зоне С-1 (Приложение 1.1) и отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий санитарно-защитной зоны животноводческого комплекса КРС (Приложение 2.1) по апелляционной жалобе Егоровой В.А., Якутской городской Думы на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Егорова В.А. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 14:35:108001:19974, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, мкр. Марха, к территориальной зоне С-1 (Приложение 1.1) и отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий санитарно-защитной зоны животноводческого комплекса КРС (Приложение 2.1).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Не согласившись с решением суда, Егорова В.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, указывая, что выводы суда первой инстанции о том, что санитарные нормы и правила не применяются к объектам, введенным в действие до их издания, являются ошибочными.
С апелляционной жалобой в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также обратилась Якутская городская Дума, которая просит указанный судебный акт отменить и принять новый об отказе в удовлетворении искового заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокуратурой Республики Саха (Якутия) представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N РЯГД-5-9 принят нормативный правовой акт N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Правила).
Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его официального опубликования в печатном издании "Эхо Столицы" от 31 декабря 2013 г. N 108 (с Приложениями N 1 - 2.6), 14 января 2014 г. N 3, 30 июня 2017 г. N 47. Правила размещены на официальном портале Якутской городской Думы (http://www.yktgorduma.ru).
Правила включают Карту градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" (город Якутск, мкр. Марха) (Приложение N 1.1), Карту границ зон с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" (город Якутск, мкр. Марха) (Приложение N 2.1).
Как следует из материалов дела, Егоровой В.А. на основании договора купли-продажи от 27 ноября 2015 г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> общей площадью 825 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 3 декабря 2015 г.
Согласно Генеральному плану городского округа "город Якутск", утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2005 г. N ПГС-30-1, земельный участок, принадлежащий Егоровой В.А., отнесен к зоне мест отдыха общего пользования.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" (город Якутск, мкр. Марха), содержащейся в Приложении N 1.1 к Правилам, указанный земельный участок с расположен в территориальной зоне С-1 - зона сельскохозяйственных угодий.
Расположение спорного земельного участка в территориальной зоне С-1 подтверждается выкопировкой из геоинформационного портала города Якутска и сведениями Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 15 декабря 2017 г. N 07-046851, подготовленные МБУ "Главное архитектурно-планировочное учреждение" Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска.
Согласно пункту 3 статьи 42.5 Правил зона С-1 - зона сельскохозяйственных угодий выделена в целях размещения пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями (садами и пр.).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при принятии решения об утверждении Правил административным ответчиком были допущены нарушения положений Градостроительного кодекса РФ, поскольку указанные Правила не соответствуют документам территориального планирования в части отнесения соответствующей территории к функциональной зоне.
С выводами суда об отказе в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим оспариваемого нормативного акта в части отображения земельного участка в границах санитарно-защитной зоны животноводческого комплекса АО "Сахаплемобъединение" Судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Как следует из п. 2.1 СанПиН, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Как следует из материалов дела, часть земельного участка с кадастровым номером 14:35:108001:19974 в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" входит в перечень объектов и предприятий, формирующих границы санитарно-защитной зоны под номером "108" "Животноводческий комплекс КРС", класс опасности III, размер ССЗ составляет 300 метров.
Согласно пункту 3.1 СанПиН размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Письмом Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) на обращение Егоровой В.А. сообщено, что в реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) по земельному участку под кадастровым номером 14:35:108001:19974 животноводческого комплекса АО "Сахаплемобъединение" сведения по проекту санитарно-защитных зон отсутствуют (т. 1, л.д. 90).
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании не действующими оспариваемых Правил землепользования и застройки в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны животноводческого комплекса КРС (Приложение 2.1) подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2019 г. изменить.
Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА, в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны животноводческого комплекса КРС (Приложение 2.1).
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Якутской городской Думы - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------