ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 августа 2019 г. N 5-АПА19-90
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тарасова Павла Михайловича на решение Московского городского суда от 23 июля 2019 года об отказе ему в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 от 11 июля 2019 года N 7/1 о регистрации кандидатом в депутаты по указанному одномандатному избирательному округу Дягилева Игоря Владимировича.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Тарасова П.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 Рыкунова М.А., Горшковой О.В., представителя заинтересованного лица Дягилева И.В. - Самородовой Л.А., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99, опубликованным на официальном сайте Московской городской Думы (http://www.duma.mos.ru) 6 июня 2019 года, на 8 сентября назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 от 11 июля 2019 года N 7/1 Дягилев Игорь Владимирович, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24.
19 июля 2019 года кандидат в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 Тарасов П.М. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 от 11 июля 2019 года N 7/1 о регистрации кандидатом в депутаты по этому одномандатному избирательному округу Дягилева Игоря Владимировича, считая, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований пунктов 24 - 36 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", требований части 2 статьи 23, частей 1 и 3, части 3.1 статьи 32, части 7 статьи 25, частей 4 и 11 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы; также кандидат Дягилев И.В. неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения.
Решением Московского городского суда от 23 июля 2019 года Тарасову П.М. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Таких нарушений при принятии решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 от 11 июля 2019 года N 7/1 судом первой инстанции не установлено.
Напротив, из имеющихся в деле доказательств, проверенных и оцененных судом первой инстанции по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, следует, что регистрация кандидата осуществлена избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов и представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Так, 7 июня 2019 года Дягилев И.В. уведомил окружную избирательную комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, представив лично и в срок заявление и необходимые для регистрации документы. Сведения, изложенные в этом заявлении, подтверждаются приложенными к нему заверенной копией паспорта кандидата, диплома о его высшем образовании, справками, подтверждающими место работы и то, что он является депутатом.
1 июля 2019 года Дягилев И.В. в окружную избирательную комиссию представил документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 5, 6, 7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы, в их числе первый финансовый отчет кандидата, подписанный Дягилевым И.В. и надлежащим образом оформленный. Также были представлены 5816 подписей избирателей на 637 листах, сброшюрованных в 7 папок.
Вопреки доводам административного истца об отсутствии документа об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда оплата подтверждается платежным поручением от 7 июня 2019 года N 970490 на приобретение подписных листов А4, 1+1, бумага 80 грамм офсетная по договору от 7 июня 2019 года N 400, выпиской из лицевого счета за период с 1 июня по 28 июня 2019 года, а также справкой из лицевого счета за период с 1 июля по 1 июля 2019 года, представленными в окружную избирательную комиссию 1 июля 2019 года.
Уведомление кандидата Дягилева И.В. о реквизитах открытого специального избирательного счета, представленного в окружную избирательную комиссию, соответствует по форме и содержанию приложению 2 к Порядку открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утвержденному решением Московской городской избирательной комиссии от 22 апреля 2019 года N 91/2.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы" численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 24 составляет 176 256 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 5288 подписей. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, составляет 5816.
8 июля 2019 года по результатам проверки 100% представленных Дягилевым И.В. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 5816 проверенных подписей 12 подписей признаны недействительными по основаниям, установленным пунктом 2 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, 132 подписи признаны недействительными на основании пункта 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, 9 подписей признаны недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, 31 подпись признаны недействительными на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, 18 подписей признаны недействительными на основании пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, 2 подписи признаны недостоверными. Всего количество подписей избирателей, признанных недействительными и (или) недостоверными, составило 204 подписи, что составляет 3,5% от общего количества подписей, представленных кандидатом.
Окружной избирательной комиссией в установленном Избирательным кодексом города Москвы и Методическими рекомендациями порядке проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, окружной избирательной комиссией использовалась ГАС "Выборы", осуществлены запросы, для проверки подписей был привлечен эксперт, который дал письменное заключение.
11 июля 2019 года окружная избирательная комиссия при 8 проголосовавших членах "за", 2 - "против", 2 - "воздержавшихся", при наличии кворума, соблюдая установленный порядок, приняла решение N 7/1 о регистрации Дягилева Игоря Владимировича кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
При таких данных, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет оснований для отмены правильного по существу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Московского городского суда от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова Павла Михайловича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------