ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 июня 2019 г. N 75-АПА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета Олонецкого национального муниципального района на решение Верховного Суда Республики Карелия от 15 января 2019 года об удовлетворении административного искового заявления Буслович Александры Николаевны о признании решения Совета Олонецкого национального муниципального района от 27 июня 2018 г. N 31 "О приостановлении действия решения Совета Олонецкого национального муниципального района от 13 августа 2008 г. N 80 "Об утверждении Порядка установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальному служащему" (в редакции решения от 26 июля 2017 г. N 61) недействующим.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., возражения Буслович Александры Николаевны и ее представителя Константинова В.А. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решением Совета Олонецкого национального муниципального района от 27 июня 2018 г. N 31 "О приостановлении действия решения Совета Олонецкого национального муниципального района от 13 августа 2008 г. N 80 "Об утверждении Порядка установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальному служащему" (в редакции решения от 26 июля 2017 г. N 61) приостановлены выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальному служащему на срок до 1 января 2019 г.
Буслович А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании этого решения недействующим, ссылаясь на его противоречие законодательству, имеющему большую юридическую силу, указав, что она является получателем такой ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и выплаты ей прекращены с 28 июня 2018 г.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 15 января 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Решение Совета Олонецкого национального муниципального района от 27 июня 2018 г. N 31 "О приостановлении действия решения Совета Олонецкого национального муниципального района от 13 августа 2008 г. N 80 "Об утверждении Порядка установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальному служащему" (в редакции решения от 26 июля 2017 г. N 61) признано не действующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Совета Олонецкого национального муниципального района поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсионное обеспечение за выслугу лет относится к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, и предусматривает возможность его регулирования законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления. Уполномоченный орган местного самоуправления, введя муниципальным правовым актом социальную гарантию в виде дополнительной выплаты (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим, получающим государственную пенсию, не может произвольно ее отменить либо временно приостановить ее реализацию.
Данный вывод суда соответствует положениям пункта 5 части 1 статьи 23, статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", гарантирующим муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостанавливать действие финансовых норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (например, постановление от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения от 5 июля 2005 г. N 246-О, от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О, от 8 декабря 2015 г. N 2739-О, 22 декабря 2015 г. N 2999-О). Указанные правовые позиции в полной мере применимы и к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Карелия от 15 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------