ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 сентября 2019 г. N 11-АПА19-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новикова Василия Николаевича к территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата от 19 июля 2019 года N 90/3 по апелляционной жалобе Новикова Василия Николаевича на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного иска Новикова Василия Николаевича отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Новикова В.Н. - Прокофьева М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Серова А.А. - Чикирева С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 05 июня 2019 года N 2868-V ГС на 08 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 07 июня 2019 года N 59/419 полномочия окружной избирательной комиссии Чуйковского одномандатного избирательного округа N 8 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан.
Решением территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан от 19 июля 2019 года N 90/3 кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по Чуйковскому одномандатному избирательному округу N 8 зарегистрирован Серов А.А., выдвинутый избирательным объединением "Татарстанское региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Зарегистрированный решением этой же избирательной комиссии от 12 июля 2019 года N 88/3 по тому же избирательному округу кандидат Новиков К.В., выдвинутый избирательным объединением "Татарстанское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия коммунисты России", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения о регистрации кандидата Серова А.А.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие требованиям законодательства решения о выдвижении кандидата избирательным объединением, а также недостоверность информации о доходах и имуществе кандидата, представленной в избирательную комиссию, что, по его мнению, свидетельствует о наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами "б", "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 12 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Новикова К.В. к территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан о признании незаконным и отмене решения о регистрации Серова А.А. кандидатом в депутаты от 19 июля 2019 года N 90/3 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный истец Новиков К.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований. Полагает, что решение суда является незаконным, поскольку суд не применил нормы закона, подлежащие применению, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом не дана оценка юридически значимым обстоятельствам, имеющим значение для дела. Указал, что постановление конференции регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата Серова А.А. ненадлежащим образом оформлено, в связи с чем данное нарушение свидетельствует об отсутствии необходимого в соответствии с законом документа.
Административный ответчик территориальная избирательная комиссия Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан, заинтересованные лица Серов А.А., Татарстанское региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" подали возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Статьей 36 Избирательного кодекса Республики Татарстан предусмотрено право избирательного объединения выдвинуть список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, к числу которых относятся:
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 - 5 части 6 статьи 47 Избирательного кодекса Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона, частью 1 статьи 36 Избирательного кодекса Республики Татарстан выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ).
В силу пунктов 2, 4, 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, решение по данному вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции регионального отделения политической партии делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии.
Этим же федеральным законом установлено, что порядок выдвижения политической партией кандидатов в депутаты органов государственной власти регулируется уставом политической партии (подпункт "и" пункта 2 статьи 21).
Пунктом 6.3 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - Устав политической партии), размещенного на официальных сайтах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", выдвижение кандидатов в депутаты органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции конференции регионального отделения.
Согласно пункту 6.4 Устава политической партии конференция считается правомочной, если на ее заседании присутствуют более половины избранных делегатов. Решение конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции, при наличии кворума. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются тайным голосованием.
В соответствии с пунктом 6.5 Устава политической партии решения конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.
Как следует из положений части 3 статьи 36 Избирательного кодекса Республики Татарстан, решение конференции регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата должно быть оформлено протоколом (иным документом), в котором указываются число зарегистрированных участников конференции; число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению; решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения (в случае назначения); дата принятия решения.
На основании части 4 статьи 36 Избирательного кодекса Республики Татарстан протокол (иной документ) о выдвинутых по одномандатным избирательным округам кандидатах должен содержать решение о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства и итоги голосования по этому решению. Протокол (иной документ) о выдвижении кандидатов региональным отделением политической партии по одномандатным избирательным округам заверяется подписью руководителя регионального отделения политической партии или иного лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Необходимость представления такого документа в соответствующую избирательную комиссию предусмотрена подпунктом "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом 4 части 1 статьи 41 Избирательного кодекса Республики Татарстан.
Исходя из положений пунктов 18 и 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 2 статьи 47, части 1 статьи 45 Избирательного кодекса Республики Татарстан, избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, а также полноту сведений о кандидате, наличие документов, представление которых предусмотрено законом, соблюдение требований закона к оформлению документов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в территориальную избирательную комиссию Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан Серов А.А. представил постановление второго этапа XXV отчетно-выборной конференции Татарстанского регионального отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 15 июня 2019 года N 3 "О выдвижении кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по одномандатным избирательным округам".
Исходя из вышеизложенного при разрешении вопроса о возможности регистрации кандидата Серова А.А. территориальная избирательная комиссия Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан, проверяя представленные кандидатом документы, должна была проверить правомочность партийного органа, выдвинувшего кандидата, наличие кворума, соблюдение требования о форме голосования и условий принятия решения о выдвижении кандидата в соответствии с Уставом политической партии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, установил, что порядок выдвижения кандидата Серова А.А. соответствует требованиям законодательства, в том числе суд исходил из буквального толкования подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому отказ в регистрации кандидата возможен лишь при установлении избирательной комиссией несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ, содержащим, в свою очередь, отсылочную норму к уставу политической партии, тогда как таких обстоятельств судом не установлено.
Суд пришел к выводу о том, что решение о выдвижении кандидата Серова А.А. и состав изложенных в нем сведений отвечают требованиям к форме и содержанию такого документа, установленным частями 3 и 4 статьи 36 Избирательного кодекса Республики Татарстан, принято правомочным органом конференцией регионального отделения политической партии, с соблюдением кворума, предписания о тайном голосовании большинством голосов от присутствующих делегатов и формально выражено в виде постановления, что не противоречит Уставу политической партии.
При этом суд сопоставил содержание постановления о выдвижении Серова А.А. с текстом принятых на этой же конференции постановлений о выдвижении кандидатов по двум другим одномандатным избирательным округам и пришел к выводу о том, что голосование в отношении каждого кандидата проводилось отдельно, так как итоги голосования по этим решениям различны, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан оснований считать нарушенными установленные Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ и Уставом политической партии требования к выдвижению кандидата, и как следствие отсутствие оснований для отказа в его регистрации, предусмотренных подпунктами "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктами 3 - 5 части 6 статьи 47 Избирательного кодекса Республики Татарстан.
Также суд первой инстанции признал несостоятельными доводы административного истца о недостоверности представленных Серовым А.А. сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, поскольку обязанность представить такие сведения, предусмотренная пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом 4 части 2 статьи 39 Избирательного кодекса Республики Татарстан, кандидатом Серовым А.А. исполнена, сведения представлены в территориальную избирательную комиссию Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан по установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ форме и проверены комиссией в порядке, предусмотренном статьей 46 Избирательного кодекса Республики Татарстан. При этом в случае недостоверности таких сведений, это обстоятельство в силу положений пункта 8 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 6 статьи 46 Избирательного кодекса Республики Татарстан, основанием для отказа в регистрации кандидата не является, поскольку предусмотрен иной способ реагирования путем передачи сведений об этом в средства массовой информации и размещения этой информации в информационном бюллетене о кандидате (подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункт 6 части 3 статьи 73 Избирательного кодекса Республики Татарстан).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с вышеуказанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют вышеприведенным нормам федерального и регионального законодательства и подтверждаются материалами дела.
Несогласие административного истца в апелляционной жалобе с выводом суда об отсутствии нарушений при оформлении постановления конференции регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата Серова А.А., влекущих отказ в его регистрации кандидатом, не может повлечь отмену решения суда, поскольку судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что нумерация и наименования решений конференции регионального отделения, принятых в рамках одного вопроса повестки дня, соответствуют номеру и наименованию этого вопроса, вместе с тем законом не установлены обязательные требования к вопросам делопроизводства в политической партии, с которым избирательное законодательство связывает возможность ограничения реализации пассивного избирательного права.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в его решении.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новикова Василия Николаевича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------