ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 августа 2019 г. N 53-АПА19-38
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе избирательного объединения Красноярское краевое отделение политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России на решение Красноярского краевого суда от 11 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии Красноярского края от 28 июня 2019 года N 113/986-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутых избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "Патриоты России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., объяснения представителя избирательного объединения Красноярское краевое отделение политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России Горичевой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя избирательного объединения Красноярское региональное отделение политической партии "Патриоты России" Юденко В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлениями Законодательного Собрания Красноярского края от 4 июня 2019 года N 7-2857П и N 7-2858П назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 2 и Курагинскому одномандатному избирательному округу N 15.
Избирательной комиссией Красноярского края принято решение от 28 июня 2019 года N 113/986-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутых избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "Патриоты России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва".
Избирательное объединение Красноярское краевое отделение политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России, чей список кандидатов в депутаты также заверен избирательной комиссией Красноярского края решением от 5 июля 2019 года N 115/993-7, обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии Красноярского края от 28 июня 2019 года N 113/986-7, ссылаясь в обоснование своих требований на его принятие с нарушением подпункта "ж" пункта 14.1, пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "д" пункта 16, пункта 18 статьи 23 Уставного Закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края", поскольку в избирательную комиссию, организующую выборы, в составе пакета документов, необходимых для выдвижения списка кандидатов и его заверения избирательной комиссией, избирательным объединением не был представлен надлежащим образом оформленный документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии "Патриоты России" кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва.
Решением Красноярского краевого суда от 11 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель избирательного объединения Красноярское краевое отделение политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России просит решение суда первой инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на ненадлежащее оформление документа о согласовании с Центральным политическим Советом политической партии кандидатур, выдвигаемых избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "Патриоты России" в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, что означает отсутствие такого документа и, соответственно, влечет отказ в заверении списка кандидатов.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "Патриоты России" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое решение, которым заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "Патриоты России", принято в пределах полномочий избирательной комиссии Красноярского края, правомочным составом с соблюдением установленного порядка принятия решения.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Согласно подпункту "ж" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 данного Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 данной статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "д" пункта 16 и пункте 18 статьи 23 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края".
Как следует из материалов дела, избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "Патриоты России" в организующую выборы избирательную комиссию Красноярского края был представлен комплект документов, необходимых для выдвижения списка кандидатов и его заверения избирательной комиссией, в том числе постановление от 20 июня 2019 года N 269/1, подтверждающее согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвинутых в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва.
Пунктом 7.3 Устава политической партии "Патриоты России" предусмотрено согласование с Центральным политическим Советом выдвижения на основных, дополнительных, досрочных и повторных выборах кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, обоснованно исходил из того, что кандидатуры, выдвинутые избирательным объединением в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, были до их включения в список кандидатов согласованы с Центральным политическим Советом политической партии "Патриоты России".
Изучив представленное в избирательную комиссию постановление Центрального политического Совета политической партии "Патриоты России" от 20 июня 2019 года N 269/1, подтверждающее данное согласование кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что при его оформлении нарушений федерального и регионального законодательства не имелось.
Из содержания пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Из приведенного правового положения следует, что в случае выявления недостатков избирательной комиссией в извещении указываются, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо его устранить.
То обстоятельство, на которое в своей апелляционной жалобе указывает административный истец о том, что законом не допускается представление в избирательную комиссию копии документа, подтверждающего согласование кандидатур, выдвинутых избирательным объединением в качестве кандидатов, подлежит отклонению, поскольку данный довод не основан как на положениях Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, так и Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435. Иные нормативные правовые акты также не содержат обязательных требований к форме документа, на которые ссылается административный истец.
Так, в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
Согласно разделу 1 приказа Ростехрегулирования от 12 марта 2007 года N 28-ст "ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" настоящий стандарт регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций, предназначаемыми для внутреннего или внешнего пользования. Настоящий стандарт распространяется на управление документами (всех форматов и на всех носителях), создаваемыми или получаемыми государственной, коммерческой или общественной организацией в процессе ее деятельности или лицом, на которого возложена обязанность создавать и сохранять документы.
В пункте 3.3 раздела 3 приказа Ростехрегулирования от 12 марта 2007 года N 28-ст указано, что документ - зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.
Как правильно отметил суд первой инстанции, постановление Центрального политического Совета политической партии "Патриоты России" от 20 июня 2019 года N 269/1 содержит все необходимые реквизиты, в том числе подпись лидера (председателя) политической партии, его фамилию и инициалы, а также оттиск печати, позволяющие идентифицировать данный документ. Иных обязательных требований, в том числе к форме документа, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, нормативными правовыми актами не установлено.
Вместе с тем, содержание указанного постановления от 20 июня 2019 года N 269/1, подтверждающего согласование кандидатур, выдвинутых избирательным объединением в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, никем не оспаривается.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что доводы апелляционной жалобы о непредставлении в избирательную комиссию надлежащим образом оформленного документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии "Патриоты России" кандидатур, влекущего в свою очередь незаконность решения избирательной комиссии Красноярского края от 28 июня 2019 года N 113/986-7, являются несостоятельными, а также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для признания незаконным решения избирательной комиссии.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к позиции, изложенной в административном исковом заявлении, не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Красноярского краевого суда от 11 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Красноярское краевое отделение политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------