Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.08.2019 N 67-АПА19-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2019 г. N 67-АПА19-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам администрации города Оби Новосибирской области и Главы города Оби Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 14 мая 2019 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими отдельных пунктов Положения "О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби", утвержденного решением семнадцатой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года N 205.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии с пунктом 2.1 названного выше Положения в рамках исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий отчет проводится по направлениям, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", с указанием приоритетов в работе администрации города и планов работы на следующий год.

Согласно пункту 5.2 Положения, по результатам отчета, большинством голосов от установленного числа депутатов, Совет депутатов принимает одно из следующих решений:

- принять отчет Главы города Оби о результатах деятельности за истекший год;

- принять отчет Главы города Оби о результатах деятельности за истекший год. Деятельность Главы города Оби по результатам отчета признать неудовлетворительной.

Глава города Оби Новосибирской области и Администрация города Оби Новосибирской области обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных выше пунктов Положения, в том числе Глава города Оби - пункта 2.1 в части слов "переданных государственных полномочий" и пункта 5.2 в части третьего абзаца, а Администрация города Оби - пункта 2.1 в части слов "переданных государственных полномочий" и в части слов "определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", считая, что Совет депутатов города Оби Новосибирской области неправомерно возлагает на Главу города Оби Новосибирской области обязанность представлять годовой отчет в том числе и в отношении исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, поскольку федеральный законодатель не предоставляет ему таких полномочий; при этом отсутствие установленных данным нормативным актом критериев, применительно к которым отчет Главы города Оби может быть признан неудовлетворительным, допускает возможность субъективной оценки его деятельности, вносит правовую неопределенность, является коррупциогенным фактором и, как следствие, нарушает права Главы города Оби на судебную защиту в случае удаления его в отставку.

Решением Новосибирского областного суда от 14 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционных жалобах административные истцы просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов апелляционных жалоб Советом депутатов города Оби Новосибирской области и прокуратурой Новосибирской области представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из того, что представление отчета о результатах деятельности Главы города Оби Новосибирской области и деятельности возглавляемой им местной администрации, включая результаты осуществления отдельных государственных полномочий в порядке, установленном оспариваемым Положением, не может рассматриваться произвольным, нарушающим его служебные права, в том числе на судебную защиту.

Часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусматривает обязанность главы муниципального образования представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Данная норма не содержит изъятий в части представления главой муниципального образования отчета о его деятельности при исполнении отдельных государственных полномочий. Не содержит таких изъятий и часть 11.1 статьи 35 этого Федерального закона, говоря о том, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В силу части 5 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда первой инстанции констатирует, что оценка представительным органом местного самоуправления эффективности деятельности главы муниципального образования, главы местных администраций по достигнутым показателям в сферах экономики, дошкольного, общего и дополнительного образования, культуры, физкультуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, определенным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", свидетельствует о демократичности процедур и учете различных факторов и мнений при осуществлении представительным органом контрольных полномочий.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Новосибирского областного суда от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Оби Новосибирской области и Главы города Оби Новосибирской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления