Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N 33-АПА19-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 августа 2019 г. N 33-АПА19-10

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 5 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июля 2006 года N 53/354 "О возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Избирательной комиссии Ленинградской области Вовчок И.М., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Совет депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области 7 июня 2019 года обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июля 2006 года N 53/354 "О возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области".

В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое постановление нарушает компетенцию органа местного самоуправления и права избирателей. В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Согласно пункту 7 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования. Статьей 55 Устава муниципального образования Горбунковское сельское поселение предусмотрено право поселения на формирование избирательной комиссии муниципального образования.

Решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 15 мая 2019 года N 30 сформирована избирательная комиссия муниципального образования. В связи с принятием этого решения Совет депутатов 22 мая 2019 года обратился с заявлением в Избирательную комиссию Ленинградской области о снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования с территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района, на момент обращения в суд соответствующее решение Избирательной комиссией Ленинградской области не было принято. При таком положении административный истец утверждал, что Избирательная комиссия Ленинградской области бездействует, а оспариваемое постановление противоречит нормам более высокой юридической силы.

Решением Ленинградского областного суда от 5 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Ленинградской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции закона на дату принятия оспариваемого постановления) полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Аналогичное правило содержал пункт 2 статьи 10 Областного закона Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 34-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области (действовал до 30 ноября 2006 года). Согласно пункту "б" части 1 статьи 11 Областного закона Ленинградской области от 27 февраля 2004 года N 16-ОЗ "Об Избирательной комиссии Ленинградской области" (утратил силу 13 июня 2013 года в связи с принятием нового закона от 15 мая 2013 года N 26-ОЗ) Избирательная комиссия Ленинградской области была вправе возлагать полномочия избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию на основании обращения соответствующего представительного органа муниципального образования.

В действующей редакции пункта 4 статьи 24 названного выше федерального закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июля 2006 года N 53/354 в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и на основании обращения представительного органа Горбунковского сельского поселения возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 28 марта 2019 года N 14 объявлено о приеме предложений в состав избирательной комиссии данного муниципального образования, установлен срок формирования избирательной комиссии - 60 дней со дня официального опубликования информационного сообщения о приеме предложений. Решением этого же Совета депутатов от 15 мая 2019 года N 30 сформирована избирательная комиссия муниципального образования в количестве 6 членов.

Решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 4 июня 2019 года N 31 отменено решение Совета депутатов от 15 мая 2019 года N 30. Решением этого же Совета депутатов от 4 июня 2019 года N 32 заново сформирована избирательная комиссия муниципального образования.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято Избирательной комиссией Ленинградской области в соответствии с установленной компетенцией и с соблюдением надлежащей процедуры, на основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", областного законодательства, устава муниципального образования, постановления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5. Как указал суд, приведенные в административном исковом заявлении обстоятельства возникли после принятия оспариваемого постановления, а их наличие не влияет на оценку его законности.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы решения суда соответствующими нормам материального и процессуального права, обстоятельствам административного дела.

Как видно из материалов административного дела, вступившим в законную силу решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 17 мая 2019 года решение Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 28 марта 2019 года N 14 о приеме предложений в состав избирательной комиссии данного муниципального образования признано незаконным и отменено, в том числе в указанной выше части.

При таких обстоятельствах в отсутствие законно сформированной представительным органом муниципального образования избирательной комиссии вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления Избирательной комиссии Ленинградской области недействующим Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает правильным.

Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого постановления Избирательной комиссии Ленинградской области федеральному законодательству проверялись судом первом инстанции и по мотивам, приведенным в решении, обоснованно отклонены. Вопросы, связанные с подачей Советом депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение заявления о снятии полномочий с территориальной избирательной комиссии, не связаны с оценкой правомерности оспоренного постановления Избирательной комиссии Ленинградской области, поскольку, как уже было указано выше, избирательная комиссия муниципального образования к этому времени надлежащим образом сформирована не была.

Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом норм процессуального права, выраженное в непринятии уточнения к административному иску, не может быть принята во внимание, поскольку суд мотивированно в определении от 5 июля 2019 года отказал в удовлетворении соответствующего ходатайства административного истца; от ранее заявленных требований административный истец не отказывался, решение принято по заявленному предмету административного иска.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 5 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления