ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 августа 2019 г. N 48-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Нефедова О.Н.
при секретаре Гороховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению Кизим Л.В., Галимовой С.Б., Пономаревой О.В., Самохваловой Е.Б., Кудашовой Ю.Н. о признании не действующим пункта 3 таблицы 7.2.4 "Объекты системы обращения с ТКО в Челябинской области на 2017 - 2018 (2019) г." раздела 7 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Министерства экологии Челябинской области от 24 декабря 2018 г. N 1562, в части, касающейся обслуживаемых муниципальных районов и городских образований: Челябинский ГО до ввода в эксплуатацию объектов концессионного соглашения, Еманжелинский МР, Еткульский МР, Коркинский МР, Кунашакский МР, Красноармейский МР, Пластовский МР, Увельский МР, Троицкий МР, Октябрьский МР, Южноуральский МР, Троицкий ГО, Сосновский МР, по апелляционной жалобе Кизим Л.В., Галимовой С.Б., Пономаревой О.В., Самохваловой Е.Б., Кудашовой Ю.Н. на решение Челябинского областного суда от 25 марта 2019 г., которым в удовлетворении административно искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Кизим Л.В., Галимовой С.Б., Кудашовой Ю.Н., представителя административных истцов Панкрушевой И.В., представителя министерства экологии Челябинской области Федосеева А.С., представителя общества с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО" Камилова З.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Кизим Л.В., Галимова С.Б., Пономарева О.В., Самохвалова Е.Б., Кудашова Ю.Н. обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 3 таблицы 7.2.4 "Объекты системы обращения с ТКО в Челябинской области на 2017 - 2018 (2019) г." раздела 7 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Министерства экологии Челябинской области от 24 декабря 2018 г. N 1562, в части, касающейся обслуживаемых муниципальных районов и городских образований: Челябинский ГО до ввода в эксплуатацию объектов концессионного соглашения, Еманжелинский МР, Еткульский МР, Коркинский МР, Кунашакский МР, Красноармейский МР, Пластовский МР, Увельский МР, Троицкий МР, Октябрьский МР, Южноуральский МР, Троицкий ГО, Сосновский МР.
Решением Челябинского областного суда от 25 марта 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кизим Л.В., Галимова С.Б., Пономарева О.В., Самохвалова Е.Б., Кудашова Ю.Н. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы министерство экологии Челябинской области и прокуратура Челябинской области представили возражения.
В судебное заседание Пономарева О.В., Самохвалова Е.Б., представители Правительства Челябинской области, управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, отдела водных ресурсов по Челябинской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления.
В соответствии со статьей 13.3 названного Закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 данной статьи требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил территориальная схема включает разделы, в том числе: места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которые содержат также и сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности; данные о предполагаемых сроках и планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В силу части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской, в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта государственной экспертизе подлежат проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности.
Согласно представленным в материалы дела заключению государственной экологической экспертизы проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов п. Полетаево Сосновского района Челябинской области" ООО "Полигон ТБО", утвержденному приказом департамента Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу от 30 декабря 2013 г. N 1176, и положительному заключению государственной экспертизы N 376/2-44р/14, утвержденному ОГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектной документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" (Госэкспертиза Челябинской области) от 21 августа 2014 г., на проектируемой территории предусмотрены функциональные зоны, в том числе участок складирования ТБО, состоящий из 4-х технологических карт, последовательно вводимых в эксплуатацию.
Строительство полигона предусматривается в несколько очередей. Первая очередь предполагала строительство бытовых и хозяйственных построек, возведение которых разбито на 7 этапов. Второй очередью предполагалось выполнение котлованов для хранения ТБО по мере их заполнения. Сроки продолжительности эксплуатации каждой технологической карты составляют: Карта N 1 - 5 лет, Карта N 2 - 5 лет, Карта N 3 - 7 лет, Карта N 4 - 8 лет.
Рассмотрев материалы проектной документации, экспертные комиссии сделали вывод о соответствии представленных материалов по составу и содержанию экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, а также требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным градостроительным законодательством.
На основании данных экспертиз приказом министерства экологии Челябинской области от 22 сентября 2009 г. N 844 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Челябинской области.
Приказом указанного министерства от 18 июня 2018 г. N 741 Территориальная схема, утвержденная приказом от 22 сентября 2016 г. N 844, изложена в новой (откорректированной) редакции.
Приказом Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 29 июня 2018 г. N 642 утверждено заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации "Увеличение емкости полигона твердых бытовых отходов п. Полетаево, Сосновского района Челябинской области с изменением сроков эксплуатации и этапов строительства".
Согласно заключению государственной экологической экспертизы планируется увеличение мощности полигона ТБО с 22 000 т/год до 420 000 т/год за счет объединения бывших третьей и четвертой очередей (карт) в один этап, с увеличением высоты полигона до 20 м (не изменяя при этом глубину и площадь котлована), а также использования более современной (мощной) техники при эксплуатации полигона, увеличивая плотность отходов на полигоне до 8 т/м3. Период эксплуатации полигона ТБО составит 9 лет.
При этом первый этап (котлован N 1) и второй этап (котлован N 2) оставлены без изменения.
Ввод в эксплуатацию первой очереди произведен в 2016 году. Вторая очередь, второй этап и третья очередь (2017 - 2032 годы) предусматривают поочередное строительство эксплуатацию и рекультивацию:
2017 год - эксплуатация первой очереди первого этапа полигона ТБО (котлован N 1);
2018 год - эксплуатация второй очереди первого этапа полигона ТБО (котлована N 1) и строительство второй очереди второго этапа полигона ТБО (котлован N 2);
2019 год - эксплуатация второй очереди второго этапа полигона ТБО (котлован N 2), закрытие (стабилизация) первой очереди полигона (котлован N 1);
2020 год - эксплуатация второй очереди полигона (котлована N 2), стабилизация полигона ТБО (котлована N 1), строительство третьей очереди полигона ТБО (котлована N 3);
2021 - 2026 годы - эксплуатация третьей очереди полигона (котлована N 3), техническая рекультивация первой и второй очереди первого этапа (котлована N 1), стабилизация второй очереди второго этапа;
2027 - 2032 годы - закрытие и биологическая рекультивация третьего этапа, хозяйственной зоны, пруда-испарителя.
На основании указанного заключения государственной экологической экспертизы приказом министерства экологии Челябинской области от 24 декабря 2018 г. N 1562 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 3 таблицы 7.2.4 "Объекты системы обращения ТКО в Челябинской области на 2017 - 2018 (2019) годы" раздела 7 "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в части, касающейся обслуживаемых муниципальных районов и городских образований: Челябинский ГО до ввода в эксплуатацию объектов концессионного соглашения, Еманжелинский МР, Еткульский МР, Коркинский МР, Кунашакский МР, Красноармейский МР, Пластовский МР, Увельский МР, Троицкий МР, Октябрьский МР, Южноуральский МР, Троицкий ГО, Сосновский МР, объектом обращения с ТКО для которых предусмотрен полигон ТКО, расположенный в пос. Полетаево Сосновского муниципального района, составляющих Челябинский кластер, на 2017 - 2019 годы, предусмотрено образование ТКО по данным на 2016 год в размере 456 117,435 тонн/год; существующая (проектная) мощность полигона составляет 420 000 тонн/год при остаточной вместимости 18 941 818,28 м3.
По мнению административных истцов, Территориальная схема в указанной части не соответствует требованиям части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку утверждена без проведения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию полигона бытовых отходов (ТБО) пос. Полетаево.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что оспариваемый пункт таблицы 7.2.4 Территориальной схемы предусматривает изменение мощности полигона на 2017 - 2019 годы, то есть на период эксплуатации первой и второй очереди полигона ТБО (котлована N 1 и котлована N 2), в отношении проектной документации на которые проводились соответствующие статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертизы. Увеличение параметров уплотнения отходов за счет использования более мощной техники само по себе реконструкций первой и второй очереди полигона ТБО п. Полетаево не является, поскольку их технические характеристики (глубина, площадь, высота) не изменяются, в связи с чем необходимости в проведении новой государственной экспертизы в отношении этих объектов отсутствует.
Суд апелляционной инстанции соглашается с этим выводом, поскольку в отношении объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, экспертиза проектной документации и экологическая экспертиза проведены. В настоящее время осуществляется эксплуатация первого этапа полигона (котлована N 1), при этом увеличение объема размещаемых отходов достигается путем увеличения их плотности при размещении.
Доводы заявителей жалобы о необходимости прохождения проектом "Увеличение емкости полигона твердых бытовых отходов п. Полетаево, Сосновского района Челябинской области с изменением сроков эксплуатации и этапов строительства" процедуры государственной экспертизы ошибочны.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза проводится в отношении будущих объектов или при конструктивных изменениях объекта.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, реконструкция полигона ТБО "Полетаево" согласно указанному выше проекту будет осуществляться только при строительстве третьей очереди полигона ТБО, запланированном в 2020 году.
Кроме того, согласно пояснениям представителя ООО "Полигон ТБО" в настоящее время принимаются меры по проведению государственной строительной экспертизы в отношении реконструкции третьей очереди полигона.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Челябинского областного суда от 25 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кизим Л.В., Галимовой С.Б., Пономаревой О.В., Самохваловой Е.Б., Кудашовой Ю.Н. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------