ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 августа 2019 г. N 74-АПА19-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артик" (далее - Общество) о признании недействующим решения наслежного Совета депутатов Муниципального образования "Жиганский эвенкийский национальный наслег" Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2018 года N 47 "Об установлении сроков вступления в законную силу решения наслежного Совета депутатов 4-го созыва N 45 от 20 сентября 2018 года "Об утверждении итогов выборов по местному референдуму о полном запрете продажи алкогольной продукции и пива на территории с. Жиганск муниципального образования "Жиганский эвенкийский национальный наслег" (далее - Решение от 3 октября 2018 года N 47) по апелляционной жалобе наслежного Совета депутатов Муниципального образования "Жиганский эвенкийский национальный наслег" Республики Саха (Якутия) (далее - Совет депутатов) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Решением от 3 октября 2018 года N 47, размещенным на официальном интернет-портале администрации Муниципального образования "Жиганский эвенкийский национальный наслег" (https://mr-zhiganskij.sakha.gov.ru) с 1 декабря 2018 года на территории с. Жиганск установлен полный запрет продажи алкогольной продукции и пива.
Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного муниципального правового акта, считая его не соответствующим федеральному и региональному законодательству, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать собственное правовое регулирование отношений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции, а также нарушающим права и законные интересы административного истца ввиду запрета на осуществление законной экономической деятельности в виде розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах на территории с. Жиганск с 1 декабря 2018 года.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов просит решение суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права, считая, что Решение от 3 октября 2018 года N 47 принято в пределах полномочий во исполнение решения местного Референдума от 9 сентября 2018 года, которое никем не оспорено.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором и административным истцом представлены возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, на основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Суд первой инстанции, признавая административный иск обоснованным, пришел к правильному заключению о том, что оспариваемое правовое регулирование, не соответствует имеющему большую юридическую силу федеральному и региональному законодательству и нарушает права административного истца.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), в соответствии с которым законодательство в названной сфере общественных отношений состоит из поименованного закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
В статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающей особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 9 названной статьи).
Законом Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года 1248-З N 51-V (далее - Закон 1248-З N 51-V) определено, что полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территориях отдельных населенных пунктов Республики Саха (Якутия) устанавливается законом Республики Саха (Якутия) на основании законодательных инициатив по решениям представительных органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в состав которых входят данные населенные пункты (часть 4 статьи 2).
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд верно указал, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать собственное правовое регулирование отношений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия), в том числе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия), включая полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территориях отдельных населенных пунктов Республики Саха (Якутия) - муниципальных образований.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно констатировал, что установив с 1 декабря 2018 года полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции и пива на территории с. Жиганск, Совет депутатов вышел за пределы полномочий, предоставленных действующим законодательством органам местного самоуправления, законно удовлетворил административное исковое заявление, взыскав в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца с административного ответчика понесенные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Утверждения, приведенные в апелляционной жалобе, о неправильном наименовании административного истца, об отсутствии разъяснения о дате изготовления мотивированного решения не опровергают выводы суда первой инстанции и не являются основанием для ее удовлетворения и отмены законного судебного акта.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу наслежного Совета депутатов Муниципального образования "Жиганский эвенкийский национальный наслег" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------