ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 сентября 2019 г. N 84-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре - помощнике судьи Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Грейп Реалти" на решение Новгородского областного суда от 3 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании недействующими пунктов 1448, 2498 и 2999 перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Новгородской области, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенного приказом департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года N 3402.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей министерства инвестиционной политики Новгородской области Черновой А.С., правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
приказом департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года N 3402 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), в который под пунктом 1448 включено нежилое здание с кадастровым номером 53:23:7013502:159, расположенное по адресу: Великий Новгород, Большая Власьевская, д. 1.
В приведенный перечень также включены: нежилое здание с кадастровым номером 53:11:2600105:1828, находящееся по адресу: Новгородская область, Новгородский район, р.п. Панковка, ул. Строительная, д. 14а (пункт 2498) и нежилое здание с кадастровым номером 53:22:0000000:13275, расположенное по адресу: Новгородская область, Боровичский район, г. Боровичи, ул. Окуловская, д. 14 (пункт 2999).
ООО "Грейп Реалти" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими названных пунктов перечня, обосновывая свою позицию тем, что является собственником указанных зданий, которые не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение этих зданий в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные интересы общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленного порядка и не опубликован надлежащим образом.
Решением Новгородского областного суда от 3 июня 2019 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ООО "Грейп Реалти" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (в настоящее время министерство инвестиционной политики Новгородской области) с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности включения зданий с кадастровыми номерами 53:23:7013502:159, 53:11:2600105:1828 и 53:22:0000000:13275 в оспариваемый акт.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно статье 2.1 Областного закона Новгородской области от 30 сентября 2008 года N 384-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база по налогу в отношении видов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объект недвижимости с кадастровым номером 53:22:0000000:13275 представляет собой одноэтажное здание, общей площадью 95,1 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - магазин, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения объектов торговли.
Из технического паспорта на здание, составленного муниципальным бюро технической инвентаризации, и экспликации к нему, видно, что здание имеет назначение - магазин, включает в себя в том числе помещения торгового зала, общей площадью 60,2 кв. м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 53:11:2600105:1828 - одноэтажное здание, общей площадью 252,4 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - здание продовольственного магазина, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для обслуживания магазина, для размещения объектов предпринимательской деятельности. Из кадастрового паспорта видно, что данное здание имеет назначение - продовольственный магазин.
Судом также установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:7013502:159 - одноэтажное здание, общей площадью 973,2 кв. м, имеющее назначение - нежилое, наименование - здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации кафе.
Из технического паспорта на здание кафе, составленного ФГУП Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" отделение по городу Великий Новгород, по состоянию на 23 июля 2015 года и экспликации к нему видно, что здание имеет назначение - кафе, использование - по назначению, находящиеся в нем помещения имеют в том числе назначение: зал, кухня, бар, общей площадью - 462,7 кв. м.
При таких данных, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащие административному истцу нежилые здания правомерно отнесены к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку согласно технической документации имеют в своем составе помещения, назначение которых соответствует их наименованию и которые занимают значительную часть общей площади объектов. Кроме того, вид разрешенного использования земельных участков, в границах которых названные объекты располагаются, также соответствует их наименованию и назначению (торговые объекты, объект общественного питания).
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности включения зданий в оспариваемый перечень, поскольку они предназначены для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном включении в оспариваемый перечень принадлежащих административному истцу зданий по причине неустановления их фактического использования основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, и не имеет правового значения для разрешения административного спора, поскольку каждый из приведенных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости объектом, использующимся в качестве торгового центра (комплекса), объекта общественного питания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Новгородского областного суда от 3 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Грейп Реалти" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------