ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 августа 2019 г. N 5-АПА19-115
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коледы Марии Васильевны на решение Московского городского суда от 1 августа 2019 года об отказе Коледе Марии Васильевне в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 от 15 июля 2019 года N 10/5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Коледе Марии Васильевны".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Коледы М.В. и ее представителя Карелина В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 Кочневой Г.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99, опубликованным на официальном сайте Московской городской Думы (http://www.duma.mos.ru) 6 июня 2019 года, на 8 сентября назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 от 15 июля 2019 года N 10/5 Коледе М.В., выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Коледа М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приведенного решения избирательной комиссии, считая, что выводы избирательной комиссии о признании недействительными 452 подписей избирателей являются противоречивыми, так как отказ в регистрации обосновывается наличием недостоверных подписей избирателей без приложения соответствующей справки эксперта. Кроме того, указывает на немотивированность решения избирательной комиссии и формальное применение норм избирательного законодательства, неправомерное привлечение специалистов-графологов к проверке подписей и лишение ее права ознакомления с подписными листами после их сдачи в избирательную комиссию.
Решением Московского городского суда от 1 августа 2019 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Коледа М.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Выводы суда первой инстанции о законности отказа избирательной комиссией в регистрации Коледы М.В. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Из материалов дела усматривается, что для регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 необходимо 4507 подписей избирателей, в то время как количество достоверных и действительных подписей избирателей, представленных кандидатом Коледой М.В. и признанных судом первой инстанции, составляет 41118, что недостаточно для регистрации кандидата и в силу пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является основанием для отказа в регистрации.
В апелляционной жалобе Коледа М.В. настаивает на необоснованности решения избирательной комиссии.
Судебная коллегия, оценивая доводы апелляционной жалобы, непосредственно исследовала в судебном заседании подлинники подписных листов, представленных административным истцом в окружную избирательную комиссию, что позволило в полной мере убедиться в правильности результатов их проверки, изложенных в ведомостях проверки и итоговом протоколе Рабочей группы от 12 июля 2019 года, в частности, в наличии некорректных дат проставления подписей избирателей и сборщиков подписей, никем не оговоренных исправлений, носящих очевидный характер, и не требующих специальных познаний в области графологии и привлечения специалиста для их выявления и квалификации, в неуказании необходимых сведений об избирателях и сборщиках подписей, в отсутствии заверительных подписей кандидата.
Действия и решения окружной избирательной комиссии соответствовали Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2013 года N 128/986-6.
В судебном решении также дана надлежащая оценка заключению эксперта от 12 июля 2019 года N 1172, привлеченного избирательной комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", о выявлении 108 недостоверных подписей избирателей, объективно и аргументированно отвергнуты все иные доводы административного истца как не основанные на правильном толковании закона и материалах дела.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции или его изменение, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Московского городского суда от 1 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коледы Марии Васильевны - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------