ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 сентября 2019 г. N 81-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" о признании недействующим постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2017 г. N 692 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 01.07.2016 N 97 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016 - 2019 годы", в части 2018 года"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" на решение Кемеровского областного суда от 23 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" Шина С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей региональной энергетической комиссии Кемеровской области Толкачевой О.И. и Шипачевой Е.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также - РЭК Кемеровской области, тарифный орган) от 1 июля 2016 г. N 97 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016 - 2019 годы" (далее - Постановление N 97) обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" (далее также - ООО "Кузбасская Энергокомпания") установлены долгосрочные тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2019 г. согласно приложению.
Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2017 г. N 692 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 01.07.2016 N 97 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016 - 2019 годы", в части 2018 года" (далее - Постановление N 692) в приложение к Постановлению N 97 внесены изменения с изложением его в новой редакции.
ООО "Кузбасская Энергокомпания" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 692 недействующим.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым постановлением тарифы на горячую воду на 2018 г. были изменены в сторону уменьшения на основании постановления РЭК Кемеровской области от 7 декабря 2017 г. N 458 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области" (далее - Постановление N 458). Однако решением Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г., вступившим в законную силу 28 ноября 2018 г., Постановление N 458 признано недействующим в части установления нормативов для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа со дня вступления судебного акта в законную силу. Применение указанных нормативов в течение долгосрочного периода регулирования, по мнению административного истца, повлекло за собой изменение долгосрочных параметров регулирования по основанию, не предусмотренному пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее также - Основы ценообразования).
Решением Кемеровского областного суда от 23 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Кузбасская Энергокомпания" просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. Не соглашается с выводом суда о том, что признание Постановления N 458 недействующим само по себе не является основанием для вывода об установлении тарифа на 2018 г. в экономически необоснованном размере и для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта. Полагает, что решение Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г. о признании Постановления N 458 недействующим имеет преюдициальное значение, в связи с чем с 28 ноября 2018 г. установленный этим постановлением норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не подлежал применению. При этом согласно разъяснениям, приведенным в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (пункт 6) и от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38), признание нормативного правового акта не действующим с момента вступления решения суда в законную силу не должно препятствовать лицу в восстановлении нарушенных прав в период действия этого акта.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и региональной энергетической комиссией Кемеровской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Кемеровской области в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371, является названная комиссия.
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован на официальном сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" (www.recko.ru) и по этим основаниям не оспаривается.
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (часть 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования, пунктом 154 Методических указаний компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность); компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Пунктом 156 Методических указаний предусмотрено, что одноставочный компонент на тепловую энергию тарифа на горячую воду устанавливается в случае, если для теплоснабжающей организации, поставляющей горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), органом регулирования установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и принимается равным одноставочному тарифу на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (руб. /Гкал).
Таким образом, тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения является суммой тарифа на теплоноситель и стоимости тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 теплоносителя, которая равна произведению тарифа на тепловую энергию и количества тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 м3 теплоносителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
28 апреля 2017 г. ООО "Кузбасская Энергокомпания" обратилось в РЭК Кемеровской области с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, установленных Постановлением N 97.
Постановлением N 692 в Постановление N 97 внесены изменения в части 2018 г.
Как следует из экспертного заключения по материалам, представленным ООО "Кузбасская Энергокомпания" для корректировки, тарифы на горячую воду на 2018 г. рассчитывались с использованием компонента на теплоноситель исходя из тарифа на теплоноситель, установленного постановлением РЭК Кемеровской области от 1 июля 2016 г. N 96 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016 - 2019 годы", компонента на тепловую энергию исходя из тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением РЭК Кемеровской области от 29 ноября 2017 г. N 417 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 01.07.2016 N 95 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016 - 2019 годы", в части 2018 года" (далее - Постановление N 417), а также нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденных Постановлением N 458.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности в связи с утверждением норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению корректировки тарифным органом на 2018 г. оспариваемых тарифов, установленных на долгосрочный период методом индексации.
При этом, поскольку тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения является производным от значения тарифа на тепловую энергию, то затраты ООО "Кузбасская Энергокомпания", учтенные и скорректированные с учетом пункта 52 Основ ценообразования при формировании необходимой валовой выручки организации и участвовавшие в расчете тарифа на тепловую энергию, установленного Постановлением N 417, учтены и при расчете итогового значения тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.
Решением Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г., вступившим в законную силу 28 ноября 2018 г., Постановление N 458 в части установления нормативов для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа признано не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Постановление N 692 не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, признание после принятия оспариваемого нормативного правового акта недействующим постановления РЭК Кемеровской области, которым были утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, само по себе не может служить основанием для вывода о несоответствии Постановления N 692 положениям приведенных выше нормативных правовых актов.
Поскольку на дату корректировки на 2018 г. тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отменены либо в судебном порядке недействующими признаны не были, тарифный орган обязан был их применять.
Ссылки административного истца на положения статьи 216 КАС РФ и упоминаемые выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования применительно к рассматриваемому делу восстановление нарушенных прав ООО "Кузбасская Энергокомпания" возможно путем учета органом регулирования тарифов понесенных в течение истекшего периода регулирования экономически обоснованных расходов при установлении тарифов в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Кемеровского областного суда от 23 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------