Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.08.2019 N 9-АПА19-24

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 августа 2019 г. N 9-АПА19-24

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Нефедова О.Н., Николаевой О.В.

при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сергеева С.Е. о признании не действующими в части Генерального плана сельского поселения Алешковского сельского совета Богородского района Нижегородской области, утвержденного решением Алешковского сельского совета Богородского муниципального района Нижегородской области от 31 декабря 2013 г. N 47 (в редакции постановления правительства Нижегородской области от 9 августа 2018 г. N 572), Правил землепользования и застройки сельского поселения Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, утвержденных решением Алешковского сельского совета Богородского муниципального района Нижегородской области от 14 марта 2014 г. N 6 (в редакции решения сельского Совета Алешковского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 27 июня 2017 г. N 10, приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 07-01-06/2) по апелляционной жалобе департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 24 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Сергеев С.Е. обратился в суд с административным иском о признании недействующими Генерального плана сельского поселения Алешковского сельского совета Богородского района Нижегородской области, утвержденного решением Алешковского сельского совета Богородского муниципального района Нижегородской области от 31 декабря 2013 г. N 47 (в редакции постановления правительства Нижегородской области от 9 августа 2018 г. N 572) и Правил землепользования и застройки сельского поселения Алешковского сельсовета Богородского района Нижегородской области, утвержденных решением Алешковского сельского совета Богородского муниципального района Нижегородской области от 14 марта 2014 г. N 6 (в редакции решения сельского Совета Алешковского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 27 июня 2017 г. N 10, приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 07-01-06/2) в части отображения границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны скотомогильника С-02-04/022, охватывающей земельный участок с кадастровым номером <...>.

Решением Нижегородского областного суда от 24 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.

Сергеев С.Е., представители департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, Сельского Совета Алешковского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.

В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" на Правительство Нижегородской области возложены полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением проведения публичных слушаний.

Согласно указанному закону и Положению о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 г. N 248 департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет полномочия по утверждению правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений.

В порядке предоставленных полномочий решением сельского Совета Алешковского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 31 декабря 2013 г. N 47 утвержден проект Генерального плана муниципального образования Алешковский сельсовет, решение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www/pravo/gov/ru.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 августа 2018 г. N 572 в Генеральный план сельского поселения внесены изменения, которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www/pravo/gov/ru. 10 августа 2018 г.

Решением сельского Совета Алешковского сельсовета от 14 марта 2014 г. N 6 утверждены Правила землепользования и застройки территории Алешковского сельского совета Богородского муниципального района Нижегородской области.

Решением сельского Совета Алешковского сельсовета от 16 мая 2014 г. N 16, от 24 сентября 2014 г. N 9, от 27 июня 2017 г. N 10 и приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 07-01-06/8 в Правила землепользования и застройки внесены изменения.

Решения сельского Совета Алешковского сельсовета от 16 мая 2014 г. N 16 и от 24 сентября 2014 г. N 9, от 27 июня 2017 г. N 10, обнародованы в установленном порядке, приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 07-01-06/2 опубликован на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети - "Интернет".

На карте зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана сельского поселения (в действующей редакции) и градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки (в действующей редакции) отображены границы зон с особыми условиями использования территорий и в частности - сибиреязвенный скотомогильник (биотермическая яма) N С-02-04/022 и его санитарно-защитная зона.

Административный истец, является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2100 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

Согласно градостроительному плану указанного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника N С-02-04/022.

В соответствии с картой ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана и картой градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки сельского поселения, граница зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника N С-02-04/022 охватывает земельный участок с кадастровым номером <...>, принадлежащий Сергееву С.Е.

Оспаривая нормативные правовые акты административный истец, полагает, что санитарно-защитная зона в границах принадлежащего ему земельного участка на картах Генерального плана и Правилах землепользования и застройки сельского поселения установлена с нарушением действующего законодательства.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.

В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).

В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Согласно пункту 4.2 СанПиН установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости сибиреязвенный скотомогильник N С-02-04/022 является сооружением с кадастровым номером 52:24:0010001:2147, с назначением - санитарно-техническое, индивидуальное назначение "скотомогильник", площадью 373 кв. м, введен в эксплуатацию в 1952 году, расположен по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 1400 м на юго-восток от с. Ушаково. Сведения о границах санитарно-защитной зоны скотомогильника в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Согласно документам представленным комитетом государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, сибиреязвенный скотомогильник N С-02-04/022 является недействующим, подъездные пути имеются. Территория огорожена бетонным забором высотой более 2 метров, с предупреждающей надписью.

Вместе с тем, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны в границах нахождения скотомогильника, расположенного примерно в 1400 м на юго-восток от с. Ушаково в Богородском районе Нижегородской области, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Сведения о санитарно-защитной зоне скотомогильника в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров административным ответчиком в материалы дела не представлен.

Таким образом, административные ответчики вышли за пределы своей компетенции, установив на картах Генерального плана и Правилах землепользования и застройки сельского поселения Алешковского сельского совета Богородского муниципального района Нижегородской области санитарно-защитную зону, охватывающую земельный участок истца.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Нижегородского областного суда от 24 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления