Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.06.2019 N 9-АПА19-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июня 2019 г. N 9-АПА19-10

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.,

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации Нижегородского регионального отделения Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" по апелляционной жалобе Нижегородского регионального отделения Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" на решение Нижегородского областного суда от 25 января 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области - Гумеровой Э.Р., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 17 мая 2002 года N 2413-ОР зарегистрировано Нижегородское региональное отделение Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество". 30 ноября 2002 года присвоен основной государственный регистрационный номер (1025200008900) и 5 мая 2006 года внесена запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 5212011863.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в период с 10 июля 2017 года по 4 августа 2017 года проведена плановая документарная проверка с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям. В результате данной проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и Устава организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки от 4 августа 2017 года.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Нижегородского регионального отделения Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество", указав в качестве основания для ликвидации выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации вышеуказанной организацией, которые по его мнению относятся к грубым нарушениям, поскольку влекут угрозу причинения вреда общественному порядку.

Решением Нижегородского областного суда от 25 января 2019 года административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Нижегородского регионального отделения Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В силу статьи 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2, пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

В соответствии с пунктом 6.5. раздела 6 Устава организации, высшим органом управления организации является конференция (общее собрание), созываемая не реже оного раза в пять лет.

В соответствии с пунктом 6.9. раздела 6 Устава организации, в период между конференциями (общими собраниями) руководящим органом организации является Правление, избираемое конференцией (общим собранием) организации сроком на пять лет. Правление организации самостоятельно определяет и периодичность своих заседаний, но не менее двух раз в год (пункт 6.12 раздела 6 Устава).

Как установил суд и это следует из материалов дела, приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 17 мая 2002 года зарегистрировано Нижегородское региональное отделение Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество", а 30 ноября 2002 года этой организации присвоен основной государственный регистрационный номер (1025200008900) и 5 мая 2006 года внесена запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 5212011863. Место нахождения организации указано: Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Провиантская, дом 5. Организация действует на основании Устава Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" (творческий союз), зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 1997 года. Лицо, имеющее право по доверенности действовать от имени организации: председатель Правления Горохов Лев Евгеньевич.

Из представленного организацией списка членов Правления организации следует, что в состав Правления организации входят 12 человек. При этом документов, подтверждающих членство в организации и выход из нее, уплату членских взносов, представлено не было в связи с их отсутствием.

Судом установлено, что специальный учет членов организации в данной организации не ведется, заявления о вступлении в организацию и выхода из нее не оформляются, решений об исключении из числа членов организации не принималось.

Проанализировав положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что поскольку установить точное количество членов общественной организации не представляется возможным, а протоколы собрания (конференции) не содержат необходимой информации о лицах, принявших участие в собрании, и лицах, проводивших подсчет голосов, то решения, принятые на конференциях и собраниях, являются ничтожными и не могут быть признаны принятыми.

Помимо указанного, судом первой инстанции установлено, что Нижегородское региональное отделение Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" фактически изменило место нахождения постоянно действующего руководящего органа, не проинформировав об этом орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, что является грубым нарушением порядка осуществления деятельности организации, установленного абзацами 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных организациях".

Кроме того, Нижегородское региональное отделение Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных организациях" не проинформировало в трехдневный срок Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области об изменении наименования и Устава Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" (творческий союз) ВМО.

Приведенные обстоятельства, как верно указал суд, свидетельствуют о допущенных организацией грубых нарушениях порядка формирования органов управления организации, что является неустранимым и достаточным основанием для ликвидации организации в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами настоящего дела, в 2015 - 2017 годах отчеты о деятельности общественной организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества не составлялись, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.

Также административным ответчиком не велся и по настоящее время не ведется бухгалтерский учет, что указывает на нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", частей 1, 3 статьи 6, статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, оформлять факты своей хозяйственной деятельности первичными учетными документами, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Нижегородским региональным отделением Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые уже не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общественных организациях" является основанием для ее ликвидации.

При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.

По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Нижегородского областного суда от 25 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородского регионального отделения Общественной организации "Всероссийское музыкальное общество" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления