ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 июня 2019 г. N 56-АПА19-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение Приморского краевого суда от 21 февраля 2019 года, которым удовлетворен административный иск Фроловой Алены Викторовны о признании недействующими пунктов 330 и 331 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22 декабря 2016 года N 451-ри, и пунктов 324 и 325 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 декабря 2017 года N 363-ри.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22 декабря 2016 года N 451-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Согласно названному перечню (в редакции распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 16 ноября 2018 года N 232-ри) налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимости с кадастровым номером, помещение 1 - 40 (пункт 330) и с кадастровым номером <...>, помещение 1, 18, 19б, 35 - 47, 49, 50 (пункт 331), расположенных по адресу: <...>.
Также указанные объекты недвижимости включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год), утвержденный распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 декабря 2017 года N 363-ри (в редакции распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 декабря 2018 года N 277-ри), под пунктами 324 и 325.
Тексты названных нормативных правовых актов размещены на официальном сайте администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http:www.primorsky.ru).
Фролова А.В., являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратилась в суд с административным иском о признании недействующими приведенных норм, обосновывая требования тем, что помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает ее права, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Решением Приморского краевого суда от 21 февраля 2019 года удовлетворен административный иск.
В апелляционной жалобе департамент земельных и имущественных отношений Приморского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не имелось правовых оснований для включения указанных помещений в Перечни на 2017 и 2018 годы.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ), признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Судом установлено, что принадлежащие административному истцу помещения находятся на третьем и четвертом этажах здания, которое в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение - нежилое, наименование - административно-производственный корпус, расположено в пределах границ земельного участка с видом разрешенного использования - для общественно-деловых целей.
Данный вид разрешенного использования земельного участка, как верно указал суд, однозначно не свидетельствует о размещении на нем административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), следовательно, в таком случае должно выясняться фактическое использование расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Однако мероприятия по обследованию здания и помещений в нем с целью определения вида их фактического использования на момент формирования Перечней на 2017 и 2018 годы не проводились.
Не имеют правового значения ссылки в апелляционной жалобе на акты обследования здания и помещений, поскольку они составлены после включения принадлежащих административному истцу объектов в оспариваемые перечни.
В то же время суд исследовал и оценил техническую документацию, экспликацию к поэтажному плану здания, в соответствии с которыми в состав расположенных на третьем и четвертом этажах нежилых помещений входят: помещения, лестничные клетки, коридоры, подсобные помещения, лифты, умывальники, туалеты, техкласс, архивы, раздевалки, кладовые, душевые, склад, приточные камеры, лифты, цех, тамбур, служебное помещение, кабинет.
При таких данных суд правильно указал, что помещения не подлежали включению в Перечни на 2017 и 2018 годы на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), которые не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что одного наименования здания, указанного в Едином государственном реестре недвижимости как "административно-производственный корпус", недостаточно для его отнесения к категории административно-делового центра или торгового центра.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает наименование здания (строения, сооружения) как условие его признания административно-деловым или торговым центром, устанавливая в пунктах 3, 4 и 4.1 иные критерии.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих, что помещения включены в Перечни на 2017 и 2018 годы либо как самостоятельные виды недвижимого имущества, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо входят в состав обладающего признаками административно-делового центра и торгового центра здания, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
При таком положении суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, правомерно удовлетворил заявленное требование, констатировав, что оснований для включения помещений в Перечни на 2017 и 2018 годы не имелось.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Решение Приморского краевого суда от 21 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------