ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 июня 2019 г. N 38-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шингалеева Ильи Павловича о признании недействующим пункта 376 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года N 3848 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 6 декабря 2018 года N 5045) по апелляционной жалобе административного истца на решение Тульского областного суда от 11 января 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Шингалеева И.П.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя административного истца Евстигнеевой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
30 ноября 2017 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 3848 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 06 декабря 2018 года N 5045). Текст распоряжения опубликован 30 ноября 2017 года (N 5045-07 декабря 2018 года) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://npatula.ru).
В Перечень под пунктом 376 включено нежилое здание с кадастровым номером <...>, площадью 1374,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
Шингалеев И.П. обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 376 Перечня, ссылаясь на то, что объект недвижимости, принадлежащий ему на праве общей долевой собственности, не обладает признаками объектов, предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не имеет наименования, которым было бы обусловлено его назначение, фактически не используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. Считает, что включение в Перечень влечет для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.
Решением Тульского областного суда от 11 января 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой Тульской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями решения Собрания представителей муниципального образования город Алексин от 12 ноября 2014 года N 4 (4). 16 "О налоге на имущество физических лиц", установлен и введен на территории муниципального образования "город Алексин" налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года; при этом для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей, налоговая ставка установлена в размере 2 процента от их кадастровой стоимости.
Вышеуказанный объект недвижимости включен в оспариваемый пункт Перечня по наименованию и виду разрешенного использования земельного участка, то есть по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что при включении в оспариваемый Перечень по данным критериям административный ответчик руководствовался классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", кодами 4.1 - 4.10 которого предусмотрены виды разрешенного использования земельного участка, в том числе размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6 "общественное питание").
Кроме того, объект недвижимости включен в Единый государственный реестр недвижимости от 06.07.2012 г. на основании данных, переданных в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области Тульским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" со следующими характеристиками: вид объекта недвижимости - здание, назначение - нежилое здание, наименование - кафе.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из понятий, предусмотренных ГОСТом 31985-2013. Межгосударственный стандарт. "Услуги общественного питания. Термины и определения", в соответствии с которым кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Тульского областного суда от 11 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шингалеева Ильи Павловича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------