Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.09.2019 N 92-АПА19-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 сентября 2019 г. N 92-АПА19-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маады Айбека Николаевича о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Кызыла (далее - ТИК) от 2 августа 2019 года N 76/472-4 об отказе выдвинутому в порядке самовыдвижения Маады Айбеку Николаевичу в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу N 4, о возложении обязанности зарегистрировать кандидатом по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Тыва от 10 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Вахрушева С.А. поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 5 июня 2019 года N 2252 ПВХ-II, официально опубликованным 8 июня 2019 года в республиканских общественно-политических газетах "Шын" и "Тувинская правда", выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва назначены на 8 сентября 2019 года.

Решением ТИК от 2 августа 2019 года N 76/472-4 Маады А.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу N 4 на основании подпунктов "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) ввиду недостаточного количества подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Маада А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приведенного решения ТИК и о возложении на избирательную комиссию обязанности принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты, считая неправомерным признание 79 подписей избирателей недействительными по мотиву их сбора лицом, не включенным в нотариально удостоверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, поскольку это произошло по вине нотариуса, в связи с чем ТИК обязана была удовлетворить его заявление о замене списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 10 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Маады А.Н. ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с неправильным применением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения участвующего в деле прокурора о их несостоятельности, Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции правильным.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 названного Закона).

В приведенном пункте установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей (подпункт "г.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").

Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, если составление такого списка предусмотрено законом (подпункт "м" пункта 6.4 статьи 38 этого же Закона).

В силу положений пункта 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы.

Частью 4 статьи 37, частью 2.1 статьи 40 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года N 1031 ВХ-1 "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" (далее - Закон N 1031-ВХ-1) определено, что кандидат обязан составить и представить в избирательную комиссию вместе с подписными листами список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по установленной Избирательной комиссией Республики Тыва форме, содержащий сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а также подпись такого лица, подлежащие нотариальному удостоверению.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 2 статьи 37 Закона N 1031-ВХ-1 и Схемой одномандатных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 2 июня 2014 года N 76/387-6, для регистрации кандидата в депутаты по избирательному округу N 4 необходимо представить не менее 380 и не более 418 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Как следует из материалов дела и ведомости проверки подписных листов, 24 июля 2019 года Маады А.Н. в ТИК представлено 5 папок с 448 подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, из которых по итогам проверки были проверены все 448 подписей, признаны рабочей группой недействительными 89 подписей, в том числе 83 подписи, собранные Монгуш Ч.К., подпись которой в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатом административного истца, не удостоверена, что расценено ТИК как основание для признания подписей недействительными согласно подпункту "м" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ - подписной лист, заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не внесенным в список лиц, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 названного Закона, четыре подписи ввиду несоответствия действительности сведений об избирателе, две подписи по причине внесения даты подписи избирателя им несобственноручно.

При этом ТИК из общего количества признанных рабочей группой недействительных 89 подписей исключила собранных Монгуш Ч.К. 6 подписей избирателей, проставленных в подписных листах 23 и 27 папки N 5, поскольку подписи, превышающие максимально допустимое количество подписей избирателей, проверке не подлежали, указав 365 достоверных подписей избирателей (448 - 83).

Вместе с тем количество достоверных подписей необходимо было определять исходя не из общего количества представленных административным истцом подписей избирателей (448 - 83), а из максимально допустимого количества подписей избирателей - 418 подписей, то есть содержащихся в папке N 1 - 90 подписей избирателей, в папке N 2 - 90 подписей избирателей, папке N 3 - 90 подписей избирателей, папке N 4 - 89 подписей избирателей, папке N 5 - 59 подписей, из них 58 подписей избирателей на листах 1 - 20 и 1 подпись на листе 21.

Как следует из подлинных подписных листов, представленных в Судебную коллегию вместе с материалами административного дела, Монгуш Ч.К. фактически удостоверено 76 подписей, одна подпись избирателя Шек Л.П., находящаяся в папке N 2, подписной лист 30, строка 2, ошибочно включена в число недействительных подписей, собранных Монгуш Ч.К., поскольку не подлежала проверке, как вычеркнутая из подписного листа до сдачи в ТИК, следовательно, общее количество недействительных подписей составляет 82, достоверных подписей - 336, а не 365, как ошибочно указал суд первой инстанции, что, безусловно, меньше 380 подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.

Однако данное обстоятельство по настоящему делу правового значения не имеет и не свидетельствует о незаконности судебного акта, содержащего правильный вывод об отсутствии правовых оснований для отмены решения ТИК об отказе в регистрации кандидата Маады А.Н., не представившего необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.

Поскольку федеральный законодатель в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установил запрет на внесение каких-либо уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей и список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, суд обоснованно не усмотрел нарушений законодательства о выборах со стороны ТИК, не направившей административному истцу уведомление о недостатках в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, и отказавшей заменить этот список на новый, в котором содержится нотариально удостоверенная подпись Монгуш Ч.К., нотариально удостоверенная после представления административным истцом в избирательную комиссии подписных листов.

Утверждение в апелляционной жалобе о незаконности признания недействительными подписей избирателей, собранных Монгуш Ч.К., подпись которой не была заверена в списке лиц, осуществляющих сбор подписей, исключительно по вине нотариуса, несостоятельно и не может быть принято во внимание.

Как следует из содержания статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, в случае установления законом субъекта Российской Федерации требования о предоставлении в избирательную комиссию вместе с подписными листами списка лиц, осуществляющих сбор подписей, таковым признается лицо, подпись которого наряду со сведениями о нем нотариально удостоверены.

Обязанность составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, законом возложена на кандидата, который несет ответственность за полноту и правильность оформления документов, представляемых в избирательную комиссию для регистрации.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.

Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 10 августа 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Маады Айбека Николаевича - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления