Законодательство РФ

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.01.2023 N АПЛ22-662

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2023 г. N АПЛ22-662

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Крупнова И.В.,

Шамова А.В.

при секретаре Шолгиной Н.И.

с участием прокурора Слободина С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иркутской региональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Сохраним природу вместе" о признании частично недействующим пункта 4.3 свода правил "Дороги лесные. Правила проектирования и строительства", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 952/пр,

по апелляционной жалобе Иркутской региональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Сохраним природу вместе" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2022 г. по делу N АКПИ22-821, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Кордюковой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) приказом от 16 декабря 2016 г. N 952/пр утвердило свод правил "Дороги лесные. Правила проектирования и строительства" (далее - Свод правил).

Свод правил зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) и опубликован в "Информационном бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации", 2017 г., N 7, а также размещен на официальном сайте Минстроя России.

В соответствии с разделом 4 Свода правил, именуемым "Классификация и категории лесных дорог", лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги. Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные дороги строят в эксплуатирующихся лесах (пункт 4.1), по срокам действия выделяют лесовозные лесные дороги постоянного действия и временные (пункт 4.2).

Согласно пункту 4.3 Свода правил лесовозные лесные дороги постоянного действия являются объектами капитального строительства и подразделяются на грузосборочные (лесовозные магистрали), лесовозные ветки - ответвления от лесовозной магистрали и лесовозные усы - ответвления от лесовозных веток.

Иркутская региональная природоохранная и правозащитная общественная организация "Сохраним природу вместе" (далее также - Организация), осуществляющая деятельность в области охраны окружающей среды в целях защиты прав граждан, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 4.3 Свода правил в части признания лесовозных лесных дорог постоянного действия объектами капитального строительства. В обоснование заявленного требования указала на противоречие оспариваемого положения требованиям статей 10, 12, 21, 45, 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), как допускающего возможность вырубки деревьев в защитных лесах в целях строительства, реконструкции и эксплуатации лесовозных лесных дорог как объектов капитального строительства и линейных объектов, что противоречит целевому назначению защитных лесов, нарушает права граждан Российской Федерации на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Минстрой России административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поскольку Свод правил утвержден в пределах имеющихся полномочий, введен в действие в установленном порядке, является документом стандартизации, прав административного истца не нарушает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления Организации отказано.

В апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях административный истец, не согласившись с таким решением, просит его отменить, как принятое с существенным нарушением норм материального права при несоответствии выводов суда действительным обстоятельствам административного дела, и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Ссылается на то, что лесовозные лесные дороги, не являясь автомобильными дорогами, не могут быть объектами капитального строительства. В отношении лесовозных дорог допускаемое строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства не отвечают целевому назначению защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, противоречит нормам ЛК РФ.

В суд апелляционной инстанции административный истец направил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации) устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации (часть 1 статьи 1).

Документом по стандартизации является документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается Законом о стандартизации (пункт 1 статьи 2 этого же закона).

Свод правил является документом по стандартизации, содержащим правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов (пункт 12 статьи 2, пункт 4 статьи 14 Закона о стандартизации).

В силу статьи 22 названного федерального закона своды правил разрабатываются, утверждаются, изменяются и отменяются федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". Порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 624 утверждены Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил (далее - Правила разработки), пункт 3 которых устанавливает, что разработка, утверждение, изменение и отмена сводов правил осуществляются разработчиком в установленной сфере деятельности.

Подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, принятие сводов правил и других нормативно-технических документов добровольного применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее также - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), отнесено к компетенции Минстроя России.

Регистрация свода правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует опубликование, издание и распространение свода правил, включая изменения, вносимые в него, для обеспечения доступа к нему заинтересованных лиц (пункты 13, 14 Правил разработки).

Таким органом в силу пункта 1 и подпункта 5.4.7.1 пункта 5.4 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), зарегистрировавшее Свод правил.

На основании изложенного выше суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Свод правил утвержден полномочным федеральным органом исполнительной власти и введен в действие с соблюдением установленного порядка.

Свод правил распространяется на проектирование, строительство и содержание автомобильных лесных дорог на территории лесного фонда Российской Федерации, являющихся дорогами необщего пользования и предназначенных для движения специализированных категорий транспортных средств (раздел 1).

Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (приказ Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687).

Судом проверено и обоснованно подтверждено соответствие пункта 4.3 Свода правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим правоотношения в рассматриваемой сфере.

Статья 13 ЛК РФ предусматривает, что в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (части 1 - 4).

В соответствии с частью 5 приведенной нормы кодекса Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса.

Данным перечнем к объектам лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в эксплуатационных и резервных лесах, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, отнесены лесные дороги.

Порядком проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 565, предусмотрено, что проектирование объектов лесной инфраструктуры осуществляется для объектов капитального строительства, особенности проектирования лесовозных лесных дорог постоянного действия регламентируются Сводом правил (пункты 9, 11).

Понятие "объект капитального строительства" раскрыто в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в соответствии с которым - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Согласно пункту 10.1 этой же статьи линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пунктом 23 части 2 статьи 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений предусмотрено, что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1084-р, автомобильная дорога отнесена к числу таких объектов.

Таким образом, к объектам капитального строительства относятся в том числе линейные объекты, в частности автомобильные дороги, другие подобные сооружения. Отнесение объектов к капитальным осуществляется на основании признаков (характеристик), содержащихся в приведенных нормах ГрК РФ и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Доводы административного истца, повторенные в апелляционной жалобе, о несоответствии пункта 4.3 Свода правил в части признания лесовозных лесных дорог постоянного действия объектами капитального строительства статьям 10, 12, 111 ЛК РФ несостоятельны, так как названные нормы непосредственно не регулируют вопросы отнесения объектов к капитальным или некапитальным.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что лесовозные лесные дороги не могут быть отнесены к числу автомобильных дорог, лишена правовых оснований.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).

"ГОСТ 17461-84. Межгосударственный стандарт. Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и определения" (утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 14 декабря 1984 г.) в разделе "Лесовозные дороги" содержит термины как "лесовозная дорога", так и "автомобильная лесовозная дорога".

Вопреки доводам апелляционной жалобы отнесение лесовозных лесных дорог постоянного действия к объектам капитального строительства не противоречит целевому назначению защитных лесов, к которым согласно части 1 статьи 111 ЛК РФ относятся леса, являющиеся природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, поскольку лесовозные дороги строятся в эксплуатирующихся лесах.

Статья 21 ЛК РФ, регламентирующая строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускает названные виды деятельности при использовании лесов, в частности, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (пункт 3 части 1).

С учетом изложенного выше, отказывая в удовлетворении административного иска, суд верно исходил из того, что отнесение лесовозных лесных дорог постоянного действия к объектам капитального строительства не противоречит действующему законодательству.

Какого-либо федерального закона или иного правового акта большей юридической силы, которому бы противоречил пункт 4.3 Свода правил не имеется. При этом Свод правил, являющийся нормативно-техническим документом, устанавливает для добровольного применения правила и принципы в отношении процессов для целей соблюдения технических регламентов, не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливающих правовой статус организаций.

Решение суда первой инстанции должным образом мотивировано, вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Иркутской региональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Сохраним природу вместе" - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии

И.В.КРУПНОВ

А.В.ШАМОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления