Гонорар
10.1. Профессиональный бухгалтер (аудитор), оказывающий клиенту профессиональные услуги, принимает ответственность за добросовестное и объективное их оказание. Выполнение этого обеспечивается путем применения профессиональных знаний и опыта, которые профессиональный бухгалтер (аудитор) накапливает в процессе повышения квалификации и ведения профессиональной деятельности. За оказание услуг профессиональному бухгалтеру (аудитору) причитается вознаграждение.
10.2. Получаемый профессиональным бухгалтером (аудитором) гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, выполненных для клиента, с учетом:
10.2.1. Квалификации и опыта, необходимых для оказания конкретного вида профессиональных услуг;
10.2.2. Уровня подготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услуг обязательно;
10.2.3. Времени, обоснованно затраченного каждым из лиц, участвующих в оказании профессиональных услуг;
10.2.4. Уровня ответственности, возникающего из оказания таких услуг.
10.3. Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых или дневных ставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих в оказании услуг лиц на оказание профессиональных услуг. Соответствующие ставки устанавливает сам профессиональный бухгалтер (аудитор), однако они должны быть обоснованными.
10.4. Профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен делать заявлений о том, что определенные профессиональные услуги в настоящее время или в будущем будут оказываться за установленную плату, предполагаемую плату или плату в определенных пределах, если в момент такого заявления существует вероятность того, что такая плата будет существенным образом увеличена, а потенциальному клиенту неизвестно о такой вероятности.
10.5. При оказании профессиональных услуг клиенту может быть необходимо или целесообразно взимать заранее установленный гонорар, но при этом профессиональный бухгалтер и аудитор должен рассчитать этот гонорар с учетом факторов, перечисленных в п. 10.2 - 10.4.
10.6. Профессиональный бухгалтер (аудитор), добиваясь спроса на свои услуги, может предлагать цену на них ниже, чем его конкуренты, однако существует риск того, что в этом случае многие могут счесть, что качество их услуг существенно ниже качества услуг их конкурентов.
10.7. При определении цены своих профессиональных услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен убедиться в том, что в результате предложения цены клиенту:
10.7.1. Качество работ не будет снижено и должное внимание будет уделено соблюдению всех профессиональных правил (стандартов) и процедур контроля за качеством при оказании этих услуг;
10.7.2. Клиент не будет введен в заблуждение о точном объеме услуг, на которые распространяется предложенная цена, и о том, на какой основе цена будет рассчитываться в будущем.
10.8. Как правило, все накладные расходы, например командировочные, относимые непосредственно к оказанию профессиональных услуг конкретному клиенту, выставляются к оплате такому клиенту в дополнение к гонорару.
10.9. При заключении профессиональным бухгалтером (аудитором) с клиентом письменного договора целесообразно оговорить в нем методику расчета размера оплаты услуг.
10.10. Профессиональные услуги не должны предлагаться или предоставляться клиенту в соответствии с договоренностью, согласно которой гонорар будет уплачен только в случае получения конкретного вывода или результата.
10.11. Гонорар не должен считаться условным, если он установлен судом или иным государственным органом. Гонорар, выплачиваемый в виде процентной доли или на аналогичной основе, за исключением случаев, когда это не противоречит законодательству и является повсеместно признанной практикой для определенных профессиональных услуг, должен считаться условным.