Законодательство РФ

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 29.04.2022 N 8-КЭ "О праве пребывающего в отставке судьи замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации - должность руководителя агентства по обеспечению деятельности мировых судей субъекта Российской Федерации"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 29 апреля 2022 г. N 8-КЭ

О ПРАВЕ

ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ СУДЬИ ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ - ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ АГЕНТСТВА

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике в порядке заочного голосования рассмотрела запрос пребывающего в отставке судьи о возможности замещать должность руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области с учетом того, что Агентство исполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение деятельности Агентства и подведомственного учреждения, а руководитель осуществляет общее руководство деятельностью Агентства на основе единоначалия.

Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (с послед. изм.) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 той же статьи.

Таким образом, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О мировых судьях в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере обеспечения деятельности мировых судей Ульяновской области; действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/22-П (с послед. изм.) (далее - Положение).

Согласно Положению Агентство является юридическим лицом; имущество Агентства является государственной собственностью Ульяновской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

В систему Агентства входит подведомственное ему государственное казенное учреждение Ульяновской области "Обеспечение судебных участков" (пункт 1.2 Положения).

В функции и полномочия Агентства, в частности, входит осуществление функций и полномочий учредителя подведомственного учреждения (пункт 2.2.2 Положения), исполнение функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение деятельности Агентства и подведомственного учреждения (пункт 2.2.4 Положения).

Согласно Положению Агентство возглавляет руководитель Агентства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ульяновской области в установленном порядке (пункт 4.1).

Руководитель Агентства осуществляет общее руководство деятельностью Агентства на основе единоначалия, без доверенности представляет Агентство в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями, а также в суде (пункт 4.2.2) Положения).

Должность руководителя агентства включена в утвержденный Законом Ульяновской области от 19 декабря 2006 года N 212-ЗО (с послед. изм.) Реестр должностей государственной гражданской службы Ульяновской области (раздел 4, должности категории "руководители", высшая группа).

Комиссия по этике исходит из того, что федеральный законодатель, внося в пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей изменения, направленные на привлечение судей, пребывающих в отставке, к государственной и муниципальной службе, не ввел ограничений в зависимости от вида государственной и муниципальной службы; не установил запрет замещения конкретных государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в зависимости от характера функций и объема полномочий, предусмотренных конкретным должностным регламентом по таким должностям, за исключением таких должностей как должности прокурора, следователя и дознавателя.

Поэтому комиссия приходит к выводу о том, что замещение судьей в отставке такой должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации как должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере обеспечения деятельности мировых судей данного субъекта (агентство, департамент, служба и т.п.), не вступает в противоречие с требованиями Закона о статусе судей.

Для реализации возложенных на них публичных функций исполнительные органы государственной власти могут осуществлять определенную хозяйственную (экономическую) деятельность, вступать в отношения, регулируемые гражданским законодательством, и т.п., что само по себе не дает оснований рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Поэтому замещение пребывающим в отставке судьей должности руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не ведет к нарушению запрета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

В тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основаны на законе либо положениях учредительных документов юридического лица, имеет место законное представительство, осуществление которого допускается подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Комиссия обращает внимание на то, что ее заключения имеют рекомендательный характер, не обладают свойством обязательности. Из этого следует, что с судьи, пребывающего в отставке и принявшего решение о поступлении на государственную или муниципальную службу, не снимаются личная ответственность и обязанность самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и Кодекса судейской этики.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления