Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 29.04.2022 N 7-КЭ "О праве пребывающего в отставке судьи замещать должность федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 29 апреля 2022 г. N 7-КЭ
ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ СУДЬИ ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве судьи в отставке замещать в Министерстве юстиции Российской Федерации должность ведущего советника отдела законодательства о судоустройстве Департамента уголовного, административного и процессуального законодательств.
Полномочия заявителя как мирового судьи прекращены в связи с уходом в отставку на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (с послед. изм.) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей); заявителю назначено ежемесячное пожизненное содержание исходя из совокупного стажа работы 20 полных лет.
В должностные обязанности по названной заявителем должности входит:
- исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководства Министерства юстиции Российской Федерации;
- разработка проектов федеральных законов;
- подготовка проектов официальных отзывов и заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов;
- проведение правовых и антикоррупционных экспертиз проектов нормативных актов;
- рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
Абзац второй того же пункта 4 устанавливает (как исключение из общего правила, закрепленного в абзаце первом), что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются, в частности, требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 той же статьи.
Таким образом, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы.
При этом никаких дополнительных условий по видам соответствующих должностей и сферам деятельности федеральным законодательством не установлено, за исключением таких должностей как прокурор, следователь и дознаватель, замещать которые судья в отставке не может.
Должность ведущего советника отдела в департаменте федерального министерства включена в Реестр должностей федеральной государственной службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 (ред. от 29.10.2021) (раздел 5).
Поэтому замещение такой должности не противоречит требованиям законодательства, регулирующего статус судьи, и требованиям Кодекса судейской этики. Судья в отставке может замещать такую должность независимо от возраста и наличия у него чисто судебного стажа 20 лет.
При этом назначенное ежемесячное пожизненное содержание сохраняется наряду с оплатой труда по замещаемой должности (см. постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 518).
Указанный заявителем конкретный объем функциональных обязанностей ведущего советника отдела законодательства о судоустройстве Департамента уголовного, административного и процессуального законодательств Министерства юстиции Российской Федерации не вступает в противоречие с теми требованиями и ограничениями, соблюдать которые в силу Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики должен судья в отставке.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления