Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 3-КЭ "О недопустимости представительства интересов организаций в судах судьей, пребывающим в отставке и трудоустроившимся в соответствующую организацию"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 25 января 2018 г. N 3-КЭ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНТЕРЕСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В СУДАХ СУДЬЕЙ,
ПРЕБЫВАЮЩИМ В ОТСТАВКЕ И ТРУДОУСТРОИВШИМСЯ
В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о возможности быть представителем в судах судьи, пребывающего в отставке и трудоустроившегося в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение, в профсоюзные или иные общественные объединения, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органах субъекта Российской Федерации; о сохранении судье, пребывающему в отставке, назначенного ежемесячного пожизненного содержания.
Согласно пункту 1 статьи 2 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), действие Кодекса судейской этики распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке.
Кодекс судейской этики возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности допускает лишь в той мере, в какой это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14), а возможность судьи быть представителем в судебных органах ограничивает правом представлять самого себя и случаями законного представительства других лиц (пункт 1 статьи 16).
Установленные пунктом 1 статьи 16 Кодекса судейской этики ограничения применяются к судьям, пребывающим в отставке, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 16 Кодекса).
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (с последующими изменениями) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) установлено, что судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ), устанавливающим виды оплачиваемой деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, отсутствуют указания на то, что в период осуществления разрешенной деятельности на судью в отставке не распространяются требования, установленные подпунктом 6 пункта 3 данной статьи.
Из этого следует, что при замещении судьей, пребывающим в отставке, должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а также при осуществлении иной деятельности, разрешенной в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи, судья, пребывающий в отставке, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность.
В противном случае судьей в отставке будут не соблюдены требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей и пункта 2 статьи 16 Кодекса судейской этики.
Такое положение вытекает из того, что в установленном законодателем конкретном объеме запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, запрет для судьи, в том числе пребывающего в отставке, быть поверенным или представителем является самостоятельным (не связанным с возможностью осуществлять определенные виды оплачиваемой деятельности) запретом.
Такой запрет направлен, в частности, на обеспечение общественного доверия к судебной системе как обязательного условия надлежащего осуществления правосудия. Он имеет целью исключить такие ситуации, когда в судебном процессе представителем одной из сторон выступает судья в отставке, что может порождать у других участников процесса объективные сомнения в беспристрастности и непредвзятости суда, рассматривающего соответствующее дело.
В заключении комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, утвержденном постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.06.2016 N 518, разъяснено, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, сохраняется назначенное ежемесячное пожизненное содержание наряду с оплатой на замещаемых должностях.
Следует также иметь в виду, что заключения комиссии по этике носят рекомендательный характер, и каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, при осуществлении конкретных функций, обусловленных содержанием трудового договора, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли такая деятельность федеральному законодательству (статье 3 Закона о статусе судей) и Кодексу судейской этики.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления