Законодательство РФ

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 23.08.2021 N 7-КЭ "О праве судьи на владение, пользование и распоряжение цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 23 августа 2021 г. N 7-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ НА ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ЦИФРОВЫМИ

ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ, ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТОЙ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия, комиссия по этике) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос о праве судьи на владение, пользование и распоряжение отечественными цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), устанавливая повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, одновременно закрепляет, что судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации.

Положения Кодекса судейской этики не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации общегражданские права и свободы судьи (пункты 2, 3 статьи 1).

Частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации закрепляется право каждого иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Поэтому судья, как всякий гражданин, вправе иметь в собственности имущество, понятие и оборотоспособность которого определяется гражданским законодательством.

Понятием "имущество" охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права; цифровые права гражданским законодательством признаются объектами гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующая в редакции Федерального закона от 18.03.2019 N 34-ФЗ).

1 января 2021 года вступила в силу основная часть норм Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА, Федеральный закон N 259-ФЗ), который впервые определил понятия цифровых финансовых активов (ЦФА) и цифровой валюты; здесь же определены основные правила выпуска ЦФА и оборота цифровой валюты. Данный Закон не содержит закрытого перечня сделок, которые можно совершать с ЦФА, но упоминает, в частности, их куплю-продажу, обмен; требует заключения таких сделок через операторов ЦФА.

Оборот цифровой валюты ("криптовалюты") в Российской Федерации названным Законом ограничен рядом запретов, таких, например, как запрет оплачивать ею товары, работы, услуги. Цифровую валюту как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе можно принять как инвестиции или средство платежа, который не является денежной единицей; требования, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите при условии уведомления об обладании цифровой валютой в порядке, который должен быть закреплен в налоговом законодательстве.

Исходя из признания ЦФА и цифровой валюты объектами гражданских прав и содержания Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) в части установления требований, предъявляемых к судьям, комиссия по этике полагает, что судьи вправе использовать соответствующие механизмы с учетом установленного для судей, их супругов и несовершеннолетних детей запрета на любое владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами (подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3).

Понятие "иностранные финансовые инструменты" в Законе о статусе судей используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Следует учитывать, что статьей 25 Федерального закона N 259-ФЗ в вышеназванный Закон внесены изменения, согласно которым цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта отнесены к числу иностранных финансовых инструментов.

Кроме того, в силу положений статьи 8.1 Закона о статусе судей, изменений, внесенных в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а также Указа Президента Российской Федерации от 10 декабря 2020 года N 778 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" у судей возникает обязанность декларировать сведения о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых правах.

Комиссия по этике считает необходимым обратить внимание на повышенный риск ошибочного понимания и толкования достаточно нового и во многом еще не окончательно сформированного законодательства, регулирующего отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, обороте цифровой валюты в Российской Федерации.

Обсуждение этих вопросов в юридической среде в настоящее время демонстрирует не совпадающие, а порою и диаметрально противоположные точки зрения по многим позициям, выявляет многочисленные правовые коллизии в правовой регламентации новых для российского права финансовых инструментов.

Из закрепленного Кодексом судейской этики (пункт 2 статьи 4) требования к судье соблюдать законы не только при осуществлении правосудия, но и вне службы, прямо следует, что во всякой неоднозначной ситуации ссылка судьи на "пробел" в знании им права не только не воспринимается в качестве убедительного оправдательного аргумента, но и в определенной степени подрывает авторитет этого судьи. При оценке поведения судьи действует презумпция знания им права, которая вытекает из разработанного еще в римском праве принципа jura novit curia ("суд знает право").

Судья не может и не должен игнорировать реалии современного "цифрового" мира, но его выбор в пользу использования новых финансовых инструментов, в частности, цифровых финансовых активов, должен быть основан на предварительном личном изучении действующего в этой области законодательства и самостоятельной оценке возможных рисков нарушения ограничений, обусловленных наличием особого публичного статуса судьи.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления