Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 4-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, являться учредителем, председателем, членом региональной общественной организации, не связанной с организацией судейского сообщества"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 22 мая 2019 г. N 4-КЭ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЯВЛЯТЬСЯ УЧРЕДИТЕЛЕМ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ СВЯЗАННОЙ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ
СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, являться учредителем, председателем, членом региональной общественной организации (некоммерческой), не связанной с организацией судейского сообщества (Российским объединением судей).
Как указано в запросе, целями общественной организации являются развитие правового государства, совершенствование судебной и правоохранительной системы, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, правовое просвещение населения.
Согласно Кодексу судейской этики, утвержденному VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), обладая всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, судьи реализуют эти права с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3).
Статья 3 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26.06.1992 (ред. от 06.03.2019) "О статусе судей Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), в числе требований, предъявляемых к судье, устанавливает для судей запрет принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности (подпункт 2 пункта 3); публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям (подпункт 3 пункта 3).
Запрет судье участвовать в иных некоммерческих общественных объединениях, кроме политических партий, федеральным законодательством не установлен.
Кодекс судейской этики, регламентируя участие судьи в общественной деятельности, прямо закрепляет право судьи состоять в качестве члена в некоммерческих общественных, в том числе профессиональных, благотворительных и иных подобных организаций (пункт 2 статьи 17).
При этом от судьи требуется соблюдение ограничений, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 статьи 17: запрет на консультирование и оказание юридической помощи по вопросам, которые могут стать предметом судебного разбирательства; требование о недопустимости быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц; запрет на участие в сборе средств в пользу общественной организации и т.д.
Эти положения Кодекса судейской этики в равной мере распространяются на всех судей Российской Федерации, в том числе, на судей, пребывающих в отставке.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулирует Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях). Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7).
Согласно части 1 статьи 6 Закона об общественных объединениях учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности (часть 10 статьи 19 Закона об общественных объединениях). В созданной общественной организации они обладают таким же объемом прав, как и те члены общественной организации, которые ее учредителями не являлись, а приняты ее членами в порядке, предусмотренном уставом организации.
Такое отсутствие различий в объеме правомочий членов общественной организации дает основания считать, что допускаемое для судьи членство в общественной организации может возникнуть по любому из установленных законом оснований. Поэтому судья (судья в отставке) может являться учредителем общественной организации, в том числе, региональной, при соблюдении ограничений, указанных в статье 17 Кодекса судейской этики.
Федеральное законодательство, регулирующее статус судьи, не устанавливает для судей прямой запрет на вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих общественных организаций, исключая указанные в подпункте 13 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей иностранные некоммерческие неправительственные организации и их структурные подразделения.
Однако, принимая решение об учреждении, членстве или вхождении в состав органов управления общественной организации, судья должен оценить все потенциальные риски, которые при определенных обстоятельствах могут привести к нарушению требований профессиональной этики. В частности, следует учитывать не только заявленные уставом цели общественной организации, но и конкретные формы ее работы.
Так, общественная организация, являясь некоммерческой организацией, если это предусмотрено уставом, вправе осуществлять приносящую доход деятельность в той мере, в какой это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует заявленным целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ, ст. 37 Закона об общественных объединениях).
В этом случае общественная некоммерческая организация подпадает под понятие "хозяйствующий субъект", определенное в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции".
Поэтому в случае, если судья, судья в отставке является председателем или входит в состав коллегиального исполнительного органа региональной общественной организации, уставом которой предусмотрено осуществление деятельности, приносящей доход, возникает угроза нарушения ограничений, установленных подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.
С тем, чтобы обеспечить соблюдение ограничения на участие судьи в "иной политической деятельности" (подпункт 2 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей), судья должен соотносить свое участие в деятельности общественной организации с положениями пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях", определяющими критерии признания некоммерческой общественной организации участвующей в политической деятельности.
Необходимо также учитывать положения Кодекса судейской этики, в силу которых судья, пребывающий в отставке и сохраняющий свою принадлежность к судейскому сообществу, обязан сохранять лояльность к судебной власти (пункт 3 статьи 15); воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности (статья 22).
Допускаемое Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики участие судьи в деятельности некоммерческой общественной организации, осуществляемое на безвозмездной основе, не влияет на право пребывающего в отставке судьи получать назначенное ему ежемесячное пожизненное содержание.
Если же соответствующая деятельность является оплачиваемой, то согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей, осуществлять ее судья, пребывающий в отставке, вправе только при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).
В любом случае, учитывая рекомендательный характер данного заключения, судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления