Законодательство РФ

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 18.09.2019 N 8-КЭ "О возможности трудоустройства судьи, пребывающего в отставке, на должность специалиста по нормотворческой деятельности в области охраны и оборота культурных ценностей в некоммерческую организацию, созданную в организационно правовой форме фонда"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 18 сентября 2019 г. N 8-КЭ

О ВОЗМОЖНОСТИ

ТРУДОУСТРОЙСТВА СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ,

НА ДОЛЖНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В НЕКОММЕРЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, СОЗДАННУЮ

В ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВОЙ ФОРМЕ ФОНДА

Комиссией Совета судей Российской Федерации по этике в порядке заочного голосования рассмотрен запрос судьи, пребывающего в отставке, о возможности трудоустройства на работу по трудовому договору на должность специалиста по нормотворческой деятельности в области охраны и оборота культурных ценностей в некоммерческую организацию, созданную в организационно правовой форме фонда.

В соответствии с общим правилом, установленным в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Названный в данной норме перечень органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи в отставке, не подлежит расширительному толкованию.

В частности, судья, пребывающий в отставке и отвечающий другим указанным в ней условиям, вправе работать не в любой некоммерческой организации, а лишь в профсоюзных и иных общественных объединениях.

Вопрос о видах "иных общественных объединений", трудоустроиться в которые вправе судья, пребывающий в отставке, следует разрешать с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах и Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).

Фондом как одним из видов некоммерческих унитарных организаций признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (подп. 7 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.17 ГК РФ).

Закон N 82-ФЗ под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (статья 5).

Цели, для достижения которых создаются общественные объединения, по смыслу Закона N 82-ФЗ, не связываются непосредственно с удовлетворением материальных потребностей объединяющихся лиц.

Согласно статье 7 данного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (статья 10 Закона N 82-ФЗ).

Как следует из представленного с запросом Устава конкретной некоммерческой организации, утвержденного Решением Совета Фонда от 21 июня 2018 года, эта организация является некоммерческой унитарной организацией, созданной в организационно правовой форме фонда (пункт 1.1).

Указанная организация зарегистрирована в установленном законом порядке, что подтверждает соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Целью деятельности Фонда является формирование имущества и его направление на возрождение традиций поддержки обществом, государством и бизнесом учреждений культуры: музеев, театров, иных культурных и просветительских учреждений. Фонд разрабатывает и реализует мероприятия, программы и проекты, призванные популяризовать поддержку учреждений культуры; самостоятельно оказывает финансовую и материально-техническую поддержку учреждениям культуры и иным организациям культуры и образования, а также творческим работникам и педагогам, деятелям культуры, искусства и образования, некоммерческим организациям, поддерживающим организации культуры и образования (пункт 2.1 Устава).

Таким образом, данная некоммерческая организация относится к числу тех общественных объединений, которые названы в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей. Поэтому трудоустройство в такую организацию лица, имеющего стаж работы в должности судьи не менее 20 лет и/или достигшего возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), не приведет к нарушению ограничений и запретов, обусловленных наличием у такого лица статуса судьи в отставке.

Как следует из запроса, основной должностной обязанностью специалиста по нормотворческой деятельности в области охраны и оборота культурных ценностей являются научно-правовой анализ действующих нормативно-правовых актов в области охраны и оборота культурных ценностей, составление заключений по результатам такого анализа, а также выработка рекомендаций по совершенствованию и развитию нормативной базы в указанной области.

В выполнении таких функциональных обязанностей также не усматривается несоответствия статусу судьи в отставке.

Вместе с тем, принимая решение о трудоустройстве в ту или иную организацию, пребывающий в отставке судьи должен учитывать рекомендательный характер заключений комиссии по этике и всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики, обеспечивать соблюдение установленных ими ограничений, в частности, соблюдать требование подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей - о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления