Законодательство РФ

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 17.11.2021 N 8-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, исполнять полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе - полномочия председателя избирательной комиссии"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 17 ноября 2021 г. N 8-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ИСПОЛНЯТЬ ПОЛНОМОЧИЯ ЧЛЕНА

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА,

В ТОМ ЧИСЛЕ - ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела вопрос о праве судьи, пребывающего в отставке, исполнять полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе - председателя комиссии.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает занятие судьей различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

Пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) установлен общий запрет судье замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы (подпункт 1); заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (подпункт 5).

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

В силу абзаца второго того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей. Из этого следует, что судья в отставке независимо от стажа работы в должности судьи и возраста может замещать иные (кроме должности судьи) государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности и должности муниципальной службы.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) относит Центральную избирательную комиссию Российской Федерации к федеральным государственным органам (пункт 1 статьи 21), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные комиссии - к государственным органам субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 26); избирательную комиссию муниципального образования признает муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 24).

Поскольку избирательные комиссии законом отнесены к числу государственных или муниципальных органов, которые формируются в особом порядке и имеют специальную компетенцию в сфере публично-правовых отношений, постольку работа судьи в отставке на постоянной основе в избирательных комиссиях не противоречит требованиям пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Согласно пункту 15 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность Российской Федерации. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность.

В силу подпункта 1 пункта 3, абзаца второго пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья в отставке может замещать такие должности независимо от возраста и стажа работы в должности судьи.

Замещение этих должностей соответствует также требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, в подпункте "е" пункта 1 статьи 29 которого закреплено, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть судьи, за исключением судей, находящихся в отставке.

По изложенным основаниям комиссия по этике пришла к выводу о том, что пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ и пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей в их действующей редакции принципиально допускают возможность работы судьи, пребывающего в отставке, на постоянной (штатной) основе в качестве названных в пункте 15 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе в качестве председателя комиссии.

Комиссия обращает внимание на то, что ее заключения имеют рекомендательный характер и не обладают свойством общеобязательности.

С пребывающего в отставке судьи в любом случае не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели поведения; замещая ту или иную государственную или муниципальную должность, судья в отставке обязан всегда самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их законодательству о статусе судей и Кодексу судейской этики.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления