Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 17.07.2020 N 9-КЭ "О возможности вхождения судьи, пребывающего в отставке, в состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 17 июля 2020 г. N 9-КЭ
ВХОЖДЕНИЯ СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, В СОСТАВ КОМИССИИ
ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Совета судей Российской Федерации рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, входить в состав комиссии по вопросам помилования, образованной на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно Кодексу судейской этики, утвержденному VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, судьи, обладая всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, реализуют эти права с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 1).
Закрепленные в Кодексе судейской этики принципы осуществления судьей внесудебной деятельности (включая право судей заниматься общественной деятельностью и участвовать в различных публичных мероприятиях, в мероприятиях, направленных на развитие права и совершенствование законодательства, судебной системы и правосудия) исключают для судьи такие виды деятельности, которые противоречат законодательству о статусе судей в Российской Федерации и/или причиняют ущерб правосудию.
В рамках взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления судья может принимать участие в деятельности комитетов, комиссий, образованных государственными органами и органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда их деятельность не связана с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы и если участие в их деятельности будет создавать препятствия в выполнении профессиональных судейских обязанностей или подрывать доверие общества к авторитету судебной власти, вызовет сомнения в независимости и беспристрастности судьи (пункт 3 статьи 18 Кодекса судейской этики).
Единство статуса судей в Российской Федерации не исключает различий в реализации названных прав действующими судьями и судьями, пребывающими в отставке. Эти различия объективно обусловлены тем, что удаленный в отставку судья не выполняет профессиональных судейских обязанностей и не может оказаться в ситуации конфликта интересов в том значении, как эта ситуация определяется в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26 июня 1992 года (с последующими изменениями).
Комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.
Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.
Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:
- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Согласно названному Указу Президента Российской Федерации состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию.
Закрепленное в Указе Президента Российской Федерации правило, согласно которому не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности, указывает на то, что членство в комиссии лиц, обладающих публичным статусом, не исключается.
Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Анализ законодательно установленных целей создания, порядка формирования и работы комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации дает основания относить деятельность таких комиссий к деятельности, непосредственно направленной на усовершенствование правовой системы.
Для пребывающего в отставке судьи участие в деятельности такой комиссии не создает препятствий в выполнении профессиональных судейских обязанностей, и при условии соблюдения требований профессиональной судебной этики включение в состав комиссии судьи в отставке не может негативно влиять на авторитет судебной власти.
Поэтому комиссия исходит из отсутствия законодательно установленных ограничений для участия пребывающего в отставке судьи в работе комиссии по вопросам помилования, образованной на территории субъекта Российской Федерации.
Учитывая рекомендательный характер данного заключения, комиссия отмечает, что в любом случае судья обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления