Законодательство РФ

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 15.01.2021 N 1-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность федеральной государственной гражданской службы - должность начальника отдела правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 15 января 2021 г. N 1-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ - ДОЛЖНОСТЬ

НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СУДЕБНО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ ПРАВОВОГО ДЕПАРТАМЕНТА

МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве судьи в отставке замещать должность федеральной государственной гражданской службы - должность начальника отдела правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации (далее - должность начальника отдела).

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей, действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 31.07.2020) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке; вводит императивный запрет для судей на занятие должностей прокурора, следователя и дознавателя, занятие адвокатской и нотариальной деятельностью.

Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то есть, в отношении судей в отставке, независимо от их возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать иные, кроме должности судьи, государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Как следует из представленного с запросом должностного регламента начальника отдела правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации (далее - должностной регламент), указанная должность является должностью федеральной государственной гражданской службы, относится к группе должностей "главная" категории "специалисты"; назначение на должность и освобождение от названной должности осуществляются Министром спорта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 данного должностного регламента к видам профессиональной служебной деятельности начальника отдела отнесены: деятельность в сфере правовой помощи и взаимодействия с судебной системой; деятельность в сфере уголовного, административного и процессуального законодательства (деятельность в сфере процессуального законодательства); деятельность в сфере конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления (деятельность в сфере законодательства об общественно-политических правах граждан; деятельность в сфере полномочий федеральных государственных органов).

В части объема должностных прав и обязанностей гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела, запретов и ограничений, связанных с гражданской службой, а также требований к служебному поведению гражданского служащего должностной регламент отсылает к Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Пунктом 16 должностного регламента предусмотрено, что на гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела, в пределах его компетенции возложены следующие должностные обязанности:

1) участие в пределах компетенции отдела в разработке предложений по вопросам выработки и реализации государственной политики в установленной Министерству сфере деятельности;

2) участие в пределах компетенции отдела в подготовке законодательных актов и иных нормативных правовых актов в рамках компетенции Министерства, департамента, прогнозов, программ, планов;

3) подготовка в пределах компетенции отдела предложений руководству департамента по установлению оптимальных путей и методов реализации поставленных служебных задач;

4) проведение в пределах компетенции отдела анализа и подготовка заключений по проектам решений, представленных руководству департамента для их принятия;

5) по поручению руководства Министерства, департамента отстаивает позицию Министерства в отношениях с другими органами государственной власти, в том числе коллегиальных органах, к работе которых привлечено Министерство;

6) рассмотрение в пределах компетенции отдела обращений граждан и юридических лиц;

7) проведение правовой экспертизы проектов государственных контрактов, трудовых договоров, соглашений, одной из сторон которых является Министерство, а также проектов писем и других документов Министерства, представляемых на подпись Министру и заместителю Министра, курирующему деятельность департамента;

8) участие в организации планирования деятельности Министерства по разработке документов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

9) участие в пределах компетенции отдела в разработке проектов нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Министерства, а также проектов нормативных актов, разрабатываемых структурными подразделениями Министерства;

10) участие в пределах компетенции отдела в подготовке предложений о внесении изменений и дополнений в действующие, а также об отмене или о признании утратившими силу нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

11) участие в пределах компетенции отдела в проведении анализа и подготовке предложений по совершенствованию практики подготовки Министерством законодательных и иных нормативных правовых актов;

12) участие в пределах компетенции отдела в подготовке проектов официальных отзывов, заключений и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, проектов заключений на проекты нормативных правовых актов, поступившие от других федеральных органов исполнительной власти или структурных подразделений центрального аппарата Министерства, а также координация подготовки проектов отзывов и заключений;

13) участие в пределах компетенции отдела в обобщении материалов о ходе рассмотрения проектов федеральных законов, относящихся к сфере деятельности Министерства, находящихся на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

14) участие в пределах компетенции отдела в осуществлении взаимодействия со структурными подразделениями иных федеральных органов исполнительной власти, Аппарата Правительства Российской Федерации, иных заинтересованных органов и организаций по вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов Российской Федерации;

15) участие в пределах компетенции отдела в обработке персональных данных в Министерстве в связи с реализацией служебных и трудовых отношений и обеспечении их сохранности.

Анализ представленного должностного регламента не дает оснований предполагать, что исполнение судьей, пребывающим в отставке, предусмотренных регламентом обязанностей может вступить в противоречие с теми ограничениями и запретами, которые обязан соблюдать судья в отставке.

При этом комиссия по этике обращает внимание заявителя на то, что в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей пребывающий в отставке судья не вправе на основании доверенности быть представителем по делам нанимателя (работодателя). Этот самостоятельный запрет не ограничивается представительством в судах; действует и в тех случаях, когда представительство на основании доверенности предусмотрено функциональными обязанностями по должности, которую судья в отставке вправе замещать согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Комиссия считает необходимым отметить рекомендательный характер данного заключения и напомнить об обязанности каждого судьи, пребывающего в отставке и поступившего на государственную гражданскую службу, самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления