Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 15.01.2021 N 2-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке и не получающего ежемесячное денежное содержание, зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска работы, разрешаемой законодательством о статусе судей, быть признанным безработным и получать пособие по безработице"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 15 января 2021 г. N 2-КЭ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ И НЕ ПОЛУЧАЮЩЕГО ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ В ОРГАНАХ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОИСКА РАБОТЫ, РАЗРЕШАЕМОЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О СТАТУСЕ СУДЕЙ, БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ
БЕЗРАБОТНЫМ И ПОЛУЧАТЬ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке и не получающего ежемесячное пожизненное содержание, зарегистрироваться в службе занятости в целях поиска работы, допускаемой законодательством о статусе судей, быть признанным безработным и получать пособие по безработице на период поиска подходящей работы.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. (в редакции от 8 декабря 2016 г.) (далее - Кодекс судейской этики), устанавливая повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, в пунктах 3 и 4 статьи 1 прямо закрепляет, что судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации; что положения Кодекса судейской этики не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права и свободы.
Единство статуса судей, закрепляемое статьей 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (с последующими изменениями) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), не исключает определенных различий в правовом положении действующего судьи и судьи, пребывающего в почетной отставке и в силу этого не осуществляющего профессиональной деятельности по отправлению правосудия, в том числе, в части видов разрешаемой оплачиваемой деятельности и реализации конституционного права на труд.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. от 31.07.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В соответствии с положениями названного Закона всем гражданам Российской Федерации гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абзац четвертый пункта 1 статьи 12); предоставляется каждому трудоспособному независимо от его признания в установленном порядке безработным право на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения (пункт 1 статьи 9); гражданам, признанным безработными, предоставляется социальная поддержка, включающая выплату пособия (пункт 2 статьи 12).
В Законе о статусе судей и в Кодексе судейской этики отсутствуют положения, ограничивающие судей, пребывающих в отставке, в возможности реализации социальных гарантий, предоставляемых государством в соответствии с положениями Закона о занятости населения.
Поэтому судья, пребывающий в отставке и желающий найти работу, разрешаемую соответствующей категории судей Законом о статусе судей, может воспользоваться мерами государственной поддержки граждан в сфере занятости при условии точного соблюдения требований Закона о занятости населения.
Такие действия судьи, пребывающего в отставке и ищущего работу, допускаемую Законом о статусе судей, не могут рассматриваться в качестве нарушения требований и запретов, обусловленных статусом судьи, и не указывают на нарушение правил профессиональной судейской этики.
Закон о занятости населения различает категорию граждан, зарегистрированных в органах занятости населения в целях поиска работы, и граждан, признанных в установленном порядке безработными.
В статье 2 Закона о занятости населения перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. Наличие у гражданина статуса судьи, пребывающего в отставке, само по себе в соответствии с названной статьей не дает оснований для отнесения его к категории занятых граждан, не препятствует его регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в том порядке, который определен Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891.
Положения пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения не исключают возможность признания безработным трудоспособного гражданина, имеющего статус судьи в отставке, но не получающего ежемесячное денежное содержание.
Вместе с тем, судье, пребывающему в отставке и обратившемуся в службу занятости в поисках подходящей работы, следует учитывать, что статья 4 Закона о занятости населения, определяя подходящую и неподходящую работу, не содержит такого условия отнесения предлагаемой работы к неподходящей как ее несоответствие ограничениям, налагаемым особым публично-правовым статусом гражданина, ищущего работу.
Отказ в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, является самостоятельным основанием для отказа в признании гражданина безработным (пункт 3 статьи 3 Закона о занятости населения).
Комиссия считает необходимым также отметить рекомендательный характер данного заключения, из чего следует, что с судьи во всяком случае не снимается обязанность соотносить все свои действия с действующим законодательством, в том числе, законодательством, регулирующим статус судьи, и личная ответственность за выбор той или иной модели своего поведения.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления